статья Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии - задача особой важности для преподавателей географии. Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
На уроках географии, прежде всего, обеспечиваю условия для здорового развития детей:
- Создаю физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, провожу физкультминутки).
- Даю гигиеническую оценку условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
- Формирую здоровый образ жизни.
Медицинские работники отмечают существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем детей.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников, преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
В своей практической деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Основной задачей в своей работе вижу дополнение образовательной программы по географии системой оздоровительных физических упражнений.
Так, в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съемки участка местности , где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, ученики в течение 45 мин находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Целесообразно класс разделить на маленькие группы, тем самым задействовать в работе каждого ученика.
Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, использую шаблоны – рисунки растений и животных, которые получают ученики, подбегая по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира » и крепят шаблоны. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. При изучении политической карты и типологии стран современного мира предлагаю эстафету на скорость мышления с перемещением по классу. На доске размещены три магнитных планшета с указанием названий стран .Ученики по желанию условно делятся на 3 команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств, государственных атрибутов, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда , которая быстро и правильно разместит шаблоны. Особое место и значение имеют уроки – экскурсии, уроки- практикумы на местности, где главными целями являются уменьшение психологической нагрузки на учеников , достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов и физико- географических процессов своей местности, в движении по маршруту.
На уроках слежу за правильностью осанки учеников, ввожу систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
Домашняя работа учащихся – особый вид самостоятельной работы, который проходит без не посредственного руководства учителя, поэтому он особо нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения и без риска для здоровья детей.
Практика показывает, что домашняя работа способствует физическому и душевному благополучию учащихся и протекает наиболее эффективно , если: правильно выбран объем домашнего задания ,учитываю индивидуальные особенности учащихся, организую оперативную помощь, не сковывая инициативу и самостоятельность учеников.
При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Дифференцированные, индивидуальные, добровольно- обязательные домашние задания по выбору способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов, слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так и душевного благополучия. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, неудовлетворенности, а также сформировать положительное отношение учащихся к домашней работе, в своей практике подбираю задания с учетом индивидуальных способностей детей. Опираясь на личный опыт , хочется отметить , что положительными результатами работы по изучению степени дозирования домашнего задания являются - постоянное повышение уровня облученности учащихся, положительная мотивация , уменьшение утомляемости , эмоциональная и физическая релаксация, что , несомненно, способствуют сохранению здоровья слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния , так и душевного благополучия.
Как классный руководитель обращаю внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. провожу работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических норм.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровьесберегающие технологии реализую на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Обдирщикова Н. М. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/2073-statya-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-geografii (дата обращения: 22.12.2024)- Развитие учебно-познавательной активности
- О магнитном поле сотовых телефонов
- Из опыта работы с детьми ОВЗ
- Анализ художественных текстов в условиях реализации ФГОС
- Современные образовательные технологии в ДОУ
- Телефон доверия
- Будущее моей страны
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10060 пользователей.
Отзывы