статья Исследовательская деятельность в начальной школе
Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Очевидно, что процесс познания (исследования) должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Должен быть представлен метод, с помощью которого школьник под руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, числа и т.д.
Важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в начальной школе – овладение научным методом. Этот метод позволит ученику увидеть явление, мир целостно, с разных позиций.
Расширение и обогащение чувственного опыта ученика представлениями о мире, человеке, самом себе является составляющей исследовательской деятельности младшего школьника. Наблюдение явлений окружающего мира, природы, событий и жизни людей, собственных душевных проявлений становится необходимой предпосылкой формирования целостного представления о жизни и мире. Таким образом, исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте приобретает смыслы только в контексте формирования целостной личности ребёнка.
Конкретное педагогическое и методического воплощение данного подхода нашло отражение в ряде развивающих программ для младших школьников, которые реализуются в образовательном процессе школ Первомайского района. В нашей школе в 2006 году создано научное общество обучающихся «Эксперимент», в котором работает секция младших школьников «Я – исследователь». Учащиеся начальных классов активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности, разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих психолого-педагогических и методических аспектах [1, с. 66] .
Во-первых, мы считаем, что правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Школьникам предлагаются темы, связанные с историей села и школы. Наибольший интерес вызвали темы « История мой улицы», «История моей семьи», «Возрождение храма» и др.
Во-вторых, нами осуществляется стимулирование положительной мотивации. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемными для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность.
В-третьих, ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности. С этой целью организуется (под руководством учителя) совместная деятельность. Школьники составляют план проекта-исследования, определяют цель и задачи и т.д. В рамках кружковой работы школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал. Проводят наблюдения, беседуют с различными людьми, совершают экскурсии в музеи.
В-четвёртых, проектно-исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом. В нашем опыте используются следующие формы представления результатов проекта: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников.
Приведём примеры. Результатом индивидуального проекта «История моей семьи» стала компьютерная презентация, а результатом коллективной работы учащихся на тему «Главные составляющие здоровья» стала постановка спектакля «Репка на новый лад».
Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные, практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека [2, с. 43]. Кроме того, участвуя в проектно- исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Список литературы
1. Лифинцева Н.И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах // Начальная школа. 2009. № 9. С. 66 – 71.
2. Стасько А.В. Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся // Начальная школа. 2011. № 1. С. 42 – 44.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Перепечина Г. И. Исследовательская деятельность в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/28683-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 22.12.2024)- Мультимедийная система обучения интернет-технологиям в образовании
- Философия Льва Николаевича Толстого
- ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ-ПРАКТИКА НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
- Развитие скоростно-силовых способностей слабослышащих футболистов
- Использование форм и методов дифференцированного и индивидуального подходов в обучении
- Мен-заманауи бастауыш сынып мұғалімі
- Формирование социокультурной и страноведческой компетенции школьников через метод проектов в обучении английскому языку