статья Авторская сказка как средство формирования взаимопомощи старшего дошкольного возраста
Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобретает особое значение. Снижение культурного и интеллектуального уровня развития нации требует возрождения духовно-нравственной иерархии ценностей. Самый сензитивный, чувствительный возраст к восприятию общепринятых моральных норм – это дошкольный возраст, а особенно старший дошкольный возраст. Именно в этот период ребенок начинает особенно точно воспринимать моральные категории добро-зло, хорошо-плохо и т.д. Именно в этом возрасте надо воспитывать в ребенке такие качества как добропорядочность, честность, вежливость и взаимопомощь.
Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
- в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является ключевой проблемой.
Большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками, т. к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Проблема дружеских взаимоотношений исследовалась в нашей стране в 50-70-е годы, но современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками, в определенных привычках поведения, выступающих необходимыми для складывания детского коллектива. Так проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.
К примеру, по средствам авторской сказки, именно она приобщает ребенка к культуре, нравственности, традициям его народа, демонстрирует различные виды коммуникации, развивает творческий потенциал личности.
Как отмечают современные исследователи, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогами авторская сказка как средство формирования дружеских отношений у детей используется недостаточно. В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха детей. Такое узкое использование сказочных произведений, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину, раскрыть воспитательный потенциал произведения.
Таким образом, имеет место противоречие между степенью разработанности проблемы формирования дружеских взаимоотношений и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием авторской сказки. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Авторская сказка как средство формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – авторская сказка как средство формирования взаимопомощи.
Цель исследования – теоретически изучить влияние авторской сказки на формирование взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущность понятия нравственное воспитание.
- Изучить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
- Рассмотреть понятие взаимопомощи у дошкольников.
- Изучить авторскую сказку и методики, позволяющие с ней работать.
- Рассмотреть психологические характеристики детей шести лет.
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической, психологической, философской, изучение опыта психотерапии, а именно - сказкотерапии как здоровье сберегающей и личностно- ориентированной технологии детей дошкольного возраста; изучение опыта нравственного воспитания детей .
Целью данной работы являлось изучить авторскую сказку как средство формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели были проанализированы следующие аспекты: нравственное воспитание дошкольников, взаимопомощь между детьми дошкольного возраста, психологическая характеристика детей шести лет, авторская сказка как метод воспитательного воздействия, а также методики применения авторской сказки. Это позволило подробно изучить как специфику взаимопомощи в данном возрасте, а также понять - каким образом авторская сказка влияет на формирование этого качества.
Для наилучшего понимания формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста была определена возрастная специфика его проявления. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте наблюдается активное формирование нравственных качеств, которые в будущем отражаются на развитии личности, а также ее социализации. Это подчеркивает важность их развития именно в дошкольном возрасте.
Существуют различные способы развития нравственных качеств, но одно из эффективнейших – это авторская сказка, которой характерна, в отличии от народной, повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы», и зачастую подчеркнутая игра со сказочными клише. Она более адаптирована к сознанию дошкольника, нежели другие виды сказок. Также на сегодняшний день разработаны несколько видов методик для работы по средствам авторской сказки с дошкольниками, включающие в себя подробные указания педагогам для работы с данным материалом. В данной работе была рассмотрена методика работы с авторской сказкой Травкиной Т.С. Сказка играет большую роль для ребенка, а так же является не отделимой частью в образовательном процессе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дурышева Л. И. Авторская сказка как средство формирования взаимопомощи старшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3594-avtorskaya-skazka (дата обращения: 22.12.2024)- Социально-бытовая ориентация
- Кейс – технология в работе с одаренными детьми на уроках немецкого языка. Из опыта работы
- Совершенствование и повышение качества образования по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС -3
- Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС
- Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
- Развитие вербальных способностей детей на уроках русского языка
- Роль семьи в формировании личности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6612 пользователей.
Отзывы