статья Социальные и психологические аспекты влияния СМИ на проявление агрессии у детей дошкольного возраста
Социальные и психологические аспекты влияния СМИ на проявление агрессии у детей дошкольного возраста.
С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим, возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности, телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций личности как социального агента.
Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Средства массовой информации (СМИ) - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [7, 7].
К СМИ, в частности, относятся [16, 242]:
1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
2) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф;
3) информационные агентства.
Основными функциями СМИ являются [16, 37]:
1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая является исходной функцией;
2) непосредственно – организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как «четвертой власти» в обществе);
3) идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4) культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д.);
6) рекреативная (развлечения, досуг, снятие напряжения, получение удовольствия).
Отличительными чертами СМИ являются: публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье [17, 79].
Следует отметить, что возможность наглядно – образного восприятия, а как следствие, и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействия на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.).
Рассмотрим более подробно влияние телевидения на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста, что является предметом нашего исследования.
Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается: 1) собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей изображения и звука на расстояние; 2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства [23, 56].
Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории к одновременному восприятию информации, телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс.
Основными жанрами телевидения являются:
- репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);
- информационные программы;
- аналитические программы;
- развлекательные программы (в т.ч. концерты, шоу);
- кино, сериалы, анимация;
- образовательные и научно-познавательные программы;
- игровые программы и др.
Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратились именно к телевидению, как к репрезентативной модели современного медиа.
В отечественной научной литературе данная проблема, по нашему мнению, разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания. Тем не менее, в 70-80 гг. прошлого века появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.).
Пресыщение информацией стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик ребёнка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности. С первых лет своей жизни он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако возникает проблема взаимовлияния информационной среды и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Однако в последние годы телепередачи структурировались в соответствии с различными параметрами — возрастными, социальными, по интересам (образовательные, профессиональные), что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации. Картина, которую представляют собой отечественные медиа сегодня аморфна, расплывчата и, к сожалению, во многом вторична. Если ранее существовал четкий образ-модель ребёнка, подростка, на который ориентировалась вся структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ «идеального потребителя продукции видеокультуры», совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации (к примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи «Спокойной ночи, малыши»). Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса. Разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей привел к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели.
Вполне естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто психологических аспектов.
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими [22, 23]. До сих пор в науке идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так, статистика сообщает [22, 40], что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью и в последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей [22, 78].
Так, одни ученые считают, что в видеофильмах ребенок бессознательно реализует свои определенные потребности, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.
В рамках теории социального научения (Бэрон Р., Ричардсон Д.), существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящими как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель (особенно если это ребенок) проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается, что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Так, было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео с актами насилия, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия [21, 48].
Кроме того, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [19, 138].
Так, первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А.Бандурой и его коллегами [4, 41]. В этих экспериментах принимали участие дети дошкольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой Бобо. После просмотра сцен детям предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени (10–20 мин.), а экспериментатор в это время внимательно следил за детьми, фиксируя их поведение. Оказалось, что часть детей копировали поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии. Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны ученых и представителей телеиндустрии, поставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов [5, 64]. Было, во-первых, отмечено, что дети в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально предназначенной для этого надувной кукле, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией, ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А. Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле– и кинофильмах способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях [4, 127].
Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели [11, 115]. Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты показали, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение [12, 10].
Несмотря на то, что эксперименты «второго поколения» позволили устранить некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой, они тоже подверглись критике, в частности, были отмечены следующие недостатки:
1) испытуемый может счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их пригласили на просмотр фильма со сценами агрессии;
2) из программ зачастую были вырезаны эпизоды, в них отсутствовал сюжет;
3) просмотр отдельно взятой программы со сценами насилия не вырабатывает опыт, эквивалентный просмотру разнородной массы агрессивных и неагрессивных программ за длительный период времени [10, 80].
С учетом этих критических замечаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения [13, 35]. В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистичного изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно [15, 143]. Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинутся на любого, кто встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мало [18, 176].
«Мне кажется, - писал К. Бюттер, - совсем непонятной вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние военных игрушек, видеоигр и телевидения вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения. Ведь перед лицом обострения жизненных проблем (безработица, нет социальной поддержки, одиночество) более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь. Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни ребенка, играющего в военные игры, смотрящего телевизор: как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище!» [6, 56].
Что же касается проведения лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К. Бюттер придерживается мнения, что никогда даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе. Во всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмпирически подтвердила прописную истину [8, 148], что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления (в данном случае – выбор телепрограмм) поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм).
Р.В. Овчарова выделяет, в свою очередь, четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране:
1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?
2) Эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
3) Проблема катарсиса: ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису, т.е. истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?
4) Проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?
Среди большинства исследователей агрессивного поведения практически нет расхождений при ответе на первый вопрос. Как показали многочисленные исследования, дети дошкольного возраста действительно обучаются новому для них агрессивному поведению при показе такого поведения в кино и по телевидению. Ответы на другие вопросы позволяют выделить три основных подхода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению.
Первую модель можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей данной модели существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия повышает вероятность реального агрессивного поведения. Одни авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчёркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становиться узаконенной.
Вторую модель активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. С. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».
Третья модель – «возбуждающая» (С. Шехтер). Согласно ей, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:
а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программы;
б) возбуждение, связанное с неопределённостью стимулов.
Следует отметить, что «модель катарсиса» часто используется защитниками показа сцен насилия. Однако большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия. В настоящее время нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису.
«Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что СМИ помогают детям определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей. В результате просмотра кинофильмов и передач у детей формируются представления относительно того, каким способом лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.
Известна также «модель Хьюстона», описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрезмерное увлечение детьми телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествление себя с героями агрессивных телепередач, усиливает варианты решения проблем с помощью агрессии и переносит их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений [20, 268-270].
Ребёнок 6–7 лет смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. В зависимости от физического состояния, психика ребёнка находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше он тратит энергии за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой. Огромное желание общения притягивает дошкольника к своему домашнему «другу – вампиру». Не имея обратной связи, ребёнок представляет собой приемник идей. Анонимность дошкольника, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, он добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе, и идеал своего существования. У одних дошкольников - это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу он полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводит в некое гипнотическое состояние).
По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет - за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто-то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемые телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке дошкольного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника [14, 27-28].
Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.
Психологи выделили некоторые специальные приёмы, часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства) способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:
а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;
б) такое же замечание следуете отнести и к звуковым эффектам;
в) новизна и необычность также привлекают к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
г) показ крупным планом лица мультгероя является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением, и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране;
д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в кинофильмах;
е) прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребёнка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения;
ж) видео - компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов;
з) телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.
Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. А дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, они воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у детей чувств отвращения или страха, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны [9, 32].
В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокой, для которой характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с ребёнком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое сообщение, как правило, не прерывает гипнотического состояния и воздействует на психику зрителя в соответствии с его содержанием. Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности и цели, которую утверждают внушением.
Мониторинг только одного телевизионного дня даёт неутешительные результаты: по центральным каналам в доступное для дошкольника время демонстрируются зарубежные мультипликационные фильмы, со сценами убийств, насилия и агрессии, со множеством тех спецприёмов, которые рассмотрены выше («Мыши рокеры с Марса», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек – паук», «Дикая семейка Торнберри» «Губка Боб квадратные штаны», «Симпсоны», «Черепашки – ниндзя» и др.). С двух до четырех часов дня на экран выползают нарисованные чудовища. В этом можно убедиться, заглянув в названные часы на канал СТС, ТНТ или любой другой.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что телевидение стало не столько неотъемлемой частью общественной и культурной жизни, сколько мощнейшим орудием влияния на сознание людей и, как следствие, на воспитание подрастающего поколения. Бесспорно, что помимо положительного значения, оно оказывает негативное воздействие на разум и чувства современных детей: поток информации с экрана телевизора намного превышает возможности ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок часто не успевает связывать изображение с текстовым сопровождением, не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это приводит к тому, что ребенок выступает как инструмент пассивной мыслительной деятельности, неспособный на активное творческое мышление. В связи с этим, возникает объективная потребность в развитии у ребенка способности грамотно выбирать из многообразия бесчисленной «телепродукции» наиболее ценное, необходимое для его будущей полноценной и творчески активной жизни.
Литература.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
3. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Академия, 2001. — 336 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
5. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
6. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.
7. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.
8. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.
9. Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 32
10. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
11. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
12. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
13. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — №5/6/1992. — С.35-40.
14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
15. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.
16. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.
17. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004. - 397 с.
18. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.
19. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 288с.
20. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.
21. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.
процессов. – М.: Мысль, 1973. – 213 с.
22. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2002. - № 5. - C.23-80 .
23. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гребенюк Е. С. Социальные и психологические аспекты влияния СМИ на проявление агрессии у детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/41629-sotsialnye-i-psikhologicheskie-aspekty-vliyaniya-smi-na-proyavlenie-agressii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- Развитие социальной активности младших школьников
- Заманауи мектептегі технология сабағындағы электронды оқулықтарды қолдану
- Новые воспитательные технологии. Воспитательная функция школы в условиях современного образования
- Из истории становления системы физического воспитания
- Публикация по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе
- Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования
- Кризис трех лет