Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Использование сюжетно-ролевой игры как средства обучения немецкому языку на начальном этапе

Включает методическую разработку

Обучение иностранному языку в начальной школе даёт  школьникам не только возможность овладеть ещё одним способом общения, но и знакомит детей с другой культурой. Формирование и развитие страноведческих знаний, в основе которых лежит интерес к жизни сверстников заграницей, к культурным ценностям страны изучаемого языка, её народу, является одной из ведущих целевых установок. Её успешную реализацию обеспечивают материалы, достоверно отражающие жизнь школьников за рубежом. Эти материалы формируют развитие образного мышления учащихся, развивает их чувства, формирует их эмоции и образно-художественную память.

В курсе всего обучения немецкому языку на начальном этапе у учащихся формируются навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. Это является одной из важнейших задач данного курса. Только когда ребёнок научится говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке (в определённых пределах), можно добиться качественного достижения основной цели обучения. При этом, мотивация играет значительную роль в организации учебного процесса. Она активизирует мышление, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Не менее важным мотивирующим фактором являются приёмы обучения, соответствующие потребностям школьников, заключающиеся в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Для закрепления языковых явления в памяти, создания более стойких слуховых образов, поддержания интереса и активности учащихся способствует использование различных приёмов обучения.

В основе обучения детей устному общению в начальной школе лежит игра, которая, по мнению И.А.Зимней, «является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения». Привлечение широкого спектра игр создаёт постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык» и способствует овладению иноязычным материалом и решению внеязычных задач общения. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребёнка в особенности. Игра является неотъемлемой частью деятельности учащихся младшего возраста и с её помощью как средства обучения повышается эффективность и коммуникативная направленность обучения иностранным языкам.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в процессе изучения языка, сохранить и развить учебную мотивацию [20].

Игра как средство обучения рассматривается также в исследовательских работах К.А.Родкина, М.Ф.Стронина, Е.И.Негневицкой, Д.Стренджа и других учёных и нашла широкое применение в практике обучения иностранным языкам как один из наиболее эффективных приёмов обучения младших школьников.

Кроме того, игре свойственны большие обучающие и воспитывающие возможности, она может являться точной моделью общения. Игра оказывает положительное влияние на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Она содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песенок, стишков, сказок, широкое применение на уроках различных игр, в том числе подвижных, ролевых, с использованием кукол помогает решению основной задачи урока – общению на иностранном языке. Благодаря игре дети (7-10 лет) могут довольно быстро и прочно усвоить предлагаемый материал. Выбор игры зависит от задач конкретного урока, особенностей детей данной группы, содержания учебного материала и т.д. Успех игры зависит от того, насколько умело, заинтересованно, эмоционально и артистично учитель умеет её организовать. Важно заметить, что учитель, обладающий творческими умениями, может превратить в игру любое упражнение. Стихотворения-зарядки, песенки-зарядки широко используются при работе с детьми младшего школьного возраста. Их также можно проводит в виде игры, весело, в быстром темпе. Сначала зарядку проводит сам учитель, затем, по мере запоминания текста, учащиеся. Для проведения зарядки можно использовать и считалочки, например:

Wir zählen!

Eins, zwei, drei!

Wer kommt herein?

Vier, fünf, sechs!

Das ist eine Hexe!

Sieben, acht, neun, zehn!

Sie muss leider gehen!

Elf, zwölf!

Sie muss zu Gast zum Wolf!

Очень важно, чтобы уроки иностранного языка не были скучными, поэтому нужно использовать разнообразную наглядность и много игр. Это сделает урок более интересным для детей. Игра — это всегда эмоции, а там где эмоции, там внимание и воображение, там работает мышление. По мнению учителя Трякиной А.Н., игра посильна всем, даже слабым учащимся, более того слабо подготовленный ребенок может проявить сообразительность и находчивость, а это не менее важно, чем языковые навыки. Игра помогает делать «скучную» работу более интересной и увлекательной. Наряду с  грамматическими существуют также лексические игры, которые продолжают логически строить  речь. Фонетические игры призваны корректировать произношение на этапе формирования речевых навыков и умений. А для формирования и развития лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики. Игры можно использовать на всех этапах обучения. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять на любом этапе урока [41].

Существуют несколько различных классификаций игр на уроках иностранного языка.

Игры языковые и коммуникативные.

Многие методисты подразделяют учебные игры на языковые и коммуникативные. В данной классификации к языковым играм относятся те игры, которые способствуют целенаправленной и довольно жёсткой отработке языкового материала на этапе изучения грамматических или лексических основ. Коммуникативные игры подразумевают отсутствие влияния учителя на поведение, содержание и способ речевого взаимодействия. Учащиеся сами решают, что, кому и как говорить, например, в ролевых играх на заданную тему.

Игры на взаимодействие и игры на соревнование.

К первой группе относятся те игры, где задача выполняется  благодаря совместным усилиям всех участников, во втором случае – группы или их отдельные участники соревнуются, кто быстрее и эффективнее решит поставленную задачу.

Однако, как показывает практика, все игры на взаимодействие используют элемент соревнования, поскольку являются  командными. Если соревноваться не с кем, то эффект такой игры зачастую снижается или пропадает совсем.

Классификация игр М.Ф. Стронина.

Все игры, по классификации М.Ф. Стронина, делятся на два раздела:

1) В первый раздел входят грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, обеспечивающие формирование языковых навыков. Отсюда и название данного раздела - «Подготовительные игры». На первом месте в этом разделе стоят грамматические игры, так как, по мнению автора, овладение грамматическим материалом, способствует переходу к активной речи учащихся. Во время тренировки употребления тех или иных грамматических структур, требующих многократного их повторения, ученики зачастую устают от однообразия, а усилия, затрачиваемые на тренировку, не приносят быстрого удовлетворения. В таком случае именно игра поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Вслед за грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие построение «фундамента» речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования языковых навыков и речевых умений. И, наконец, формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр могут быть использованы  в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления языковых навыков. 2) Второй раздел называется «Творческие игры». Целью данного раздела является содействие дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены, по мнению автора, в аудитивных и речевых играх, составляющих данный раздел. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Классификация игр Н.П. Аникеевой

1) Игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жёстким каноном;2) игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;3) игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определённая задача познавательного характера;4) деловые игры, где разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.

Кроме того, на уроке иностранного языка можно применять игры с языком, игры на языке и игры по плану. Для игр с языком используется в качестве материала язык. Чаще всего эти игры вводятся для тренировки правописания, лексики или синтаксиса. Если игры такого рода используются для заучивания форм, правил и структур, тогда они полностью теряют свой характер игры и сводятся к упражнениям на автоматизацию. В играх по плану определяются функции фрагмента действительности, которые представлены в модели действительности. В игре даётся задание, которое играющие должны выполнить, опираясь на определённые условия. При этом тема урока влияет на ход игры и приобретает опыт использованных в игре функций. К играм на языке, прежде всего, относятся ролевые игры, во время которых происходит взаимовлияние, взаимосвязь партнёров. Ролевые игры доставляют детям удовольствие, и они играют спонтанно.

Ролевые игры в процессе обучения иноязычному общению занимают большое место. Ролевая игра включает в себя одновременно речевую, игровую и учебную деятельности. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем.

Успех ролевой игры наряду с другими коммуникативными упражнениями состоит в том, что в игре заключается подражание действительности в её наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему. Ученик включается в ситуацию, хотя и не через своё Я, но через Я соответствующей роли.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства, поскольку она предполагает участие группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, учиться понимать друг друга, помогать друг другу. Ролевая игра способствует мотивации речевой деятельности, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда возникает необходимость что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Диалог или инсценировка пьесы как правило, учат тому, как сказать. В отличие от них ролевая игра подразумевает наличие вопросов  почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Игра способствует стремлению ребят к контакту друг с другом и учителем, обеспечивает условия равенства в общении, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Благодаря игре робкие, неуверенные в себе дети получают возможность говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики, являющиеся «лидерами», как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый выполняет определённую роль и должен активно принимать участие в речевом общении.

Только в игре школьниками приобретается умение начинать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка.

Учащиеся работают активно, увлечённо, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

1) Игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;2) Содержание ролевой игры, которое базируется преимущественно на учебном материале текущей разговорной темы и которое приобретает определённую сюжетную организацию и развитие;3) Совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых учащиеся реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;4) Коммуникативные и лингводидактические условия, то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими учащимися под руководством учителя;5) Реквизит – любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.

Во время обсуждения проведённой игры, а также оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведёт к снижению активности. Желательно начинать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам. В ролевой игре могут соотноситься обе формы речи: подготовленная и неподготовленная, тем самым создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые игры, которые мы условно называем «мнгоактными». В первом акте учащиеся получают опоры, последующие акты учащиеся смогут разыгрывать самостоятельно, преобразуя языковой материал для выражения нужного смысла и импровизируя.

Одной из форм речевого общения младших школьников на уроках иностранного языка является сюжетная игра.  В основе такой игры лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками. Один из вариантов такой игры является игра с предметом. Это могут быть, например, фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, различные игрушки. Темы речевого общения включают разговор о себе, членах семьи, профессиях, явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.д.

Способность младших школьников к игре выражается в том, что ученики охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетно-ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, времени года может быть использована ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задавали «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешали войти.

Основные этапы проведения сюжетно-ролевых игр по Р.П. Мильруду [24; 36]:

Подбор обучающего материала.

Учитель должен заранее подобрать материал, для использования в игре, при этом обучающий материал может быть взят не только из учебника, но также  и из дополнительных источников, например из книг, сценариев, комиксов, кинофильмов, мультфильмов и картин. Учитель может также использовать собственные обучающие материалы для игры. Выбранные для обучения материалы должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам.

Выбор ситуации и создание диалога.

Для сюжетно-ролевой игры необходимо продумать одну или несколько ситуаций. Для каждой из них необходимо составить диалог. Это может быть уже готовый диалог или же дети составляют его сами в зависимости от уровня учеников.

Введение и разучивание лексических единиц.

Слова и выражения, используемые в диалогах необходимо выучить заранее. Учитель должен убедиться, что детям понятны все лексические единицы, и они могут грамотно использовать их в своей речи.

Практика.

После того как учащиеся разучили свои слова, они отрабатывают в парах и группах свои диалоги. Затем необходимо предложить им поменяться ролями. Тем самым они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы, учитель просит выступить перед классом.

Изменение ситуации.

Когда учитель убедился, что ученики хорошо запомнили диалог, он предлагает изменить ситуацию. Ученики создают свои диалоги по образцу.

Проверка знаний и оценивание.

По окончании сюжетно-ролевой игры учитель должен оценить эффективность её проведения и проверить насколько хорошо учащиеся усвоили новые слова и выражения.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание при организации сюжетно-ролевой игры [24; 78]:

- организацию сюжетно-ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая планировки);

- на начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре;

- сюжетно-ролевая игра должна быть рассчитана на учащихся различных уровней;

- должен быть установлен точный лимит времени и каждый этап должен ему соответствовать.

Конышева А.В. выделяет следующие этапы технологии сюжетно-ролевой игры:

1) Этап подготовки. Началом подготовки сюжетно-ролевой игры является разработка сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и чётко представлять характерные особенности действующих лиц.2) Этап объяснения. Данный этап предполагает ввод в игру участников. Необходимо определить режим работы, сформулировать главную цель урока, а также объяснить учащимся проблему и выбор ситуации. Затем учитель выдаёт заранее подготовленные необходимые материалы, инструкции, правила. По мере необходимости, учащиеся могут обратиться к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель же в свою очередь должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.3) Этап проведения – процесс игры. Данный этап предполагает инсценирование предложенной ситуации, выполнение определённых ролей.4) Этап анализа и обобщения. Подводя итоги игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем ещё стоит поработать. В заключение учитель отмечает достигнутые результаты, обращает внимание на ошибки, подводит окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации [19; 68].

Анализируя опыт использования сюжетно-ролевых игр при изучении иностранного языка, нужно отметить, что иностранный язык способствует общему развитию младших школьников: их интеллекта (увеличению объёма восприятия, расширению кругозора, развитию навыков аналитического мышления), эмоциональной и мотивационной сферы.

Содержание обучения ориентировано на жизненный опыт младшего школьника и круг его интересов: семья, школа, друзья, любимые животные.

Возрастной период учащихся младших классов характерен тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетно-ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни учеников, воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта.

Кроме того, используются сюжетно-ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинение и т.д.

Одной из самых распространённых видов сюжетно-ролевой игры  является игра с куклой. Идея этого персонажа, который воплощает определённые человеческие черты, позволяет направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке. Кукол можно успешно использовать для организации сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка в младших классах. В игре может участвовать одна-две куклы (в руках учителя) или много (у каждого ученика). У учителя кукла должна быть всегда одна и та же, которую дети хорошо знают. У неё должны быть имя, биография, характер. Так как игра с куклой является одной из разновидностей сюжетно-ролевой игры, она активно содействует организации речевой деятельности на уроках иностранного языка.

Однако вид такой сюжетно-ролевой игры имеет ряд некоторых особенностей. Кукла, особенно кукла-зверюшка, имеет ярко выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу-волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует вопрос или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать «отрицательную роль», в частности избалованного, капризного, ленивого, боязливого, непонятного ребёнка.

Когда в классе появляется незнакомая кукла, появляется и стимул к диалогу-расспросу: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься? и другие.

Игра с куклой-партнёром психологически основана на человеческой и особенно ярко выраженной у детей способности полноценного общения, не получая никакой вербальной реакции. Ролевая игра с куклой вносит разнообразие в занятия, организовывает внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной направленности урока.

Ещё одним из распространённых видов сюжетно-ролевой игры является драматизация. Применение драматизации в процессе обучения развивает у детей критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, совершенствует навыки и умения в чтении, развивает воображение детей. У школьников увеличивается словарный запас, развиваются умения говорения на немецком языке, что вызывает эстетическое удовлетворение [30].

Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. По мере усложнения сюжета, отражение в нём разных взаимоотношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникших по ходу игры (например, при распределении ролей), развиваются нравственные чувства детей [11; 128].

При правильно спланированной продолжительности речевого общения участников сюжетно-ролевой игры повышается её эффективность. В ходе исследований было установлено, что оптимальная продолжительность работоспособности учащихся младших классов в общении может достигать 2-3 минут. Это необходимо учитывать при организации ролевых игр в начальной школе на уроках иностранного языка.

Следует отметить, что применение данного приёма при обучении иностранного языка на начальной ступени позволяет успешно решать учебные, воспитательные и общеобразовательные задачи.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (58.50 kB)
Автор:
учитель немецкого языка МБОУ "Смольянская СОШ" Брянского района
Дата публикации: 05.06.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Фатеева А. В. Использование сюжетно-ролевой игры как средства обучения немецкому языку на начальном этапе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/45620-ispolzovanie-syuzhetno-rolevoj-igry-kak-sredstva-obucheniya-nemetskomu-yazyku-na-nachalnom-etape (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию