статья Виды буллинга в профессиональных образовательных организациях
Виды буллинга в профессиональных образовательных организациях
Криницына Н.В., преподаватель иностранного языка
ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Аннотация: в данной статье рассматриваются различные проявления буллинга в профессиональных образовательных организациях.
Ключевые слова: буллинг, травля, насилие, жертва.
Важнейший этап развития любого человека – это получение образования, а образовательные организации являются местом, где открываются возможности развития творческих способностей, критического мышления, формирования навыков конструктивного преодоления конфликтов, поиска друзей, формирования самоуважения и уважения к окружающим людям. Однако для многих детей образовательная среда остается местом, где они могут подвергаться насилию. По данным ЮНЕСКО, каждый третий ученик во всем мире сталкивается с различными формами насилия и травли со стороны своих одноклассников. Для большинства их них этот опыт не проходит бесследно, а для некоторых может стать особенно травмирующим, а сама образовательная организация – настоящим испытанием. Наиболее распространенные формы насилия – это драки, вербальное жестокое обращение, запугивание, унижение, телесные наказания, сексуальное насилие, групповое насилие, издевательства через мобильные телефоны, компьютеры, социальные сети или другие формы жестокого и унижающего достоинство обращения со стороны сверстников, учителей и другого персонала образовательных организаций.
Негативные последствия буллинга выражаются во множественном и долговременном ущербе здоровью, благополучию и социализации, как жертв, так и агрессоров, включая негативные последствия практически во всех сферах жизни: ухудшение психического и физического здоровья, снижение образовательных и карьерных успехов, проблемы построения отношений в семье, высокие риски криминального поведения. Последствия для физического и психологического благополучия испытывают на себе не только непосредственно пострадавшие от травли, но и ее зачинщики и свидетели.
Россия в числе многих стран мира присоединилась к ряду конвенций, регламентирующих защиту детей от насилия. В соответствии с международными документами в области образования и защиты прав детей законодательство Российской Федерации гарантирует доступность и безопасность образования, провозглашает его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, недопустимость дискриминации и насилия в сфере образования.
В международной практике и научно-публицистической литературе, как зарубежной, так и отечественной, широко применяется термин «буллинг», хотя для носителей русского языка предпочтительнее использование понятия «травля».
Школьная травля (буллинг – от английского bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц. К школьной травле относятся: бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли); исключение из группы; обращение группы к жертве буллинга с использованием оскорбительных прозвищ; умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества; публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли; распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации или сведений; кибербуллинг (травля с использованием сети Интернет); любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли.
Виды травли в сети Интернет (кибербуллинга): троллинг (от английского trolling – ловить рыбу на блесну) – провокационные сообщения или комментарии, которые должны вызвать негативные эмоции; хейтинг (от английского hate - ненавидеть) – агрессивные нападки личностного характера или критика; киберсталкинг (киберпреследование) (от английского cyber – кибер, stalk - преследовать) – сообщение с угрозами, сбор личных данных; секстинг (от английского sexting: sex – секс, text - текст) – рассылка личных фото или видео, чаще интимного характера, с целью навредить или подорвать чью-то репутацию.
Сторонами травли являются: зачинщик травли – лицо, которое с использованием своего особого положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим, интеллектуальным или иным преимуществом, является организатором травли. Зачинщиком травли может быть признан любой участник образовательных отношений: обучающийся, его родственники, сотрудник образовательной организации; жертва травли – лицо, в отношении которого осуществляется травля; участник травли – лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось к ней; свидетель травли – обучающийся, сотрудник образовательной организации, законный представитель обучающегося, которому стало известно об эпизодах травли.
Организация травли – объединение группы с призывами осуществлять в отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия, имеющие признаки буллинга.
Травля в коллективе (моббинг от английского mob - толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе. Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.
Сексуальное насилие – принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.
Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя, или иное лицо, или группу лиц, которое влечет или с большей вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологические травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Криницына Н. В. Виды буллинга в профессиональных образовательных организациях // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/123163-vidy-bullinga-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiyakh (дата обращения: 21.11.2024)- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
- Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей
- О проблеме формирования музыкальной слушательской культуры детей среднего школьного возраста
- РОДИТЕЛИ – УЧИТЕЛЬ:ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
- Основные жизненно необходимые материалы
- Интегративный подход на уроках музыки
- ОБУЧЕНИЕ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 16445 пользователей.
Отзывы