Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Использование концептно - ассоциативного метода обучения на уроках литературы

 «Использование концептно-ассоциативного метода обучения

на уроках литературы»

 

Помните  стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

«Крошка сын к отцу пришёл

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо? …»

Каждый ли папа сможет сходу ответить на такой, казалось бы, простой вопрос ребёнку? Ответить обстоятельно, с примерами, понятными ребёнку в определённом возрасте? Правильно – не каждый. Да и мама не каждая.

А ребенок? Порой, такие вопросы, как «Что такое милосердие?» или «Что такое чинопочитание?» заставляют детей разного возраста задуматься, а некоторых даже ставят в тупик.

Отсутствие у учащихся  умения формулировать значение вечных понятий – это давняя проблема, с которой сталкиваются учителя гуманитарных предметов.

В преподавании истории, обществознания и литературы существует противоречие между необходимостью формирования у учащихся метапредметных и интегративных знаний (в связи с установкой на личностный характер обучения в рамках ФГОС) и отсутствием у этих же учащихся мотивации к чтению, фрагментарность знаний об основных культурных и литературных явлениях.

 По результатам международных исследований PISA (международная программа по оценке образовательных достижений старших школьников) PIRLS (международный проект по исследованию качества понимания текста  младшими школьниками) 4классники нашей страны в мире занимали второе место по читательской грамотности в 2011 году. Через 4 года, эти же дети, но 9классники, занимают уже 26 место  по тому же показателю.  Почему выпускники начальной школы, одни из лучших в мире, становятся неконкурентоспособными через  4-5 лет в области умения учиться, работать с информацией, читательской грамотности?

К нашим ученикам осознание вышеназванной проблемы приходит, обычно, одновременно с итоговой аттестацией. Они боятся писать сочинение, где нужно объяснять морально – нравственные понятия, выражать своё отношение к этим понятиям и приводить аргументы  из литературных произведений.

Таким образом, озвученное противоречие – это не только проблема учителя, но  в большей степени – проблема ученика.

Одним из решений данной проблемы, по моему мнению, является изучение художественных произведений с использованием концептно - ассоциативного метода, который  относится к числу личностно-ориентированных и рассматривается в контексте требований ФГОС ООО к формированию УУД и общих компетенций.

Теоретическим фундаментом концептного метода является  теория концептов, разработанная отечественными педагогами  и филологами Н. Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, Ю. С. Степановым, С.А. Аскольдовым, Д.С. Лихачёвым и др.

Слово «концепт» происходит от лат. «conceptum» – «познавать, постигать» и обозначает философское понятие, обладающее субъективной множественностью смыслов. Индивидуальные знания человека о мире организуются в концептуальную систему. Следовательно, в основе мировоззрения каждого человека лежит определенная система концептов.

Выбор метода обучения продиктован целью моей педагогической деятельности:

формирование эмоционально – ценностной картины мира учащихся посредством постижения  смысла общечеловеческих понятий, заложенных в литературных произведениях.

         Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:

  • изучить возможности использования концептного метода обучения на уроках литературы;
  • адаптировать сложный процесс создания концептов к преподаванию литературы школьникам среднего звена и оценить его эффективность;
  • создать учащимся условия для становления эстетического вкуса,  обретения собственного смысла в изучаемых произведениях;
  • создать словарь концептов, как базовое пособие для   подготовки к итоговой аттестации.

Итак, как я использую концептный метод на уроках литературы.

После первого прочтения текста учащиеся совместно с учителем выделяют концепты, раскрывающие идею произведения. Иногда они лежат прямо на поверхности или даже в названии произведения, а иногда учащимся требуется помощь учителя в выделении основного концепта. Далее работа с выделенным концептом проходит в 6 этапов, которые вы видите на слайде.

1.Работа со словарями разных видов.

2.Социологический опрос.  

Ребята опрашивают людей разного возраста с целью выяснить, как   понимается данный концепт в обществе. Эта работа выполняется группой ребят предварительно, и на урок ребята приносят уже готовый результат.

3.Раскрытие концепта в устном народном творчестве.

В фольклоре заключена мудрость народа. Суть устного народного творчества  можно выразить словами А.Н. Толстого: «Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии. Он включает в себя произведения, передающие важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях».

4. Подбор высказываний великих людей, раскрывающих изучаемый концепт.

Эти примеры  используются в качестве эпиграфов к сочинениям.

5. Анализ произведения.

При анализе текста я пользуюсь приёмами, которые вы видите на слайде. Часть из них вы видели сегодня на уроке.

  • чтение с пометами (инсерт);
  • комментированное чтение;
  • выписывание цитат, раскрывающих концепт и их анализ;
  • характеристика образов;
  • выразительное чтение;
  • драматизация отрывков из текста.

 «Выбор тех или иных методических приёмов диктуется природой произведения» – в этом  я полностью согласна с мнением российского педагога М.А.  Рыбниковой.

6. Cоздание концептной карты исследуемого понятия.

Готовые концептные карты собираются в папку – скоросшиватель и дополняются при изучении других произведений. Таким образом, у каждого выпускника 9 или 11 класса на руках оказывается готовое пособие для написания любых сочинений.

Причём, пособие не списанное с чужих работ в Интернете, а созданное  им самим на протяжение нескольких лет (а не двух вечеров), где каждое понятие прочувствовано лично им.

Последовательность этапов может меняться в зависимости от произведения. Например, если основная идея произведения недоступна учащимся сразу по  названию или после первого прочтения, то первым этапом будет анализ текста.

В  классах, где я работаю, учащиеся разбиты  на  группы, каждая из которых при изучении данного произведения работает над одним каким-то этапом. Затем ребята сообщают классу о результатах своей работы, и мы все вместе приступаем к анализу произведения и составлению концептной карты. При изучении следующего произведения данная группа будет работать над другим этапом, поэтому каждый учащийся  освоит все этапы  формирования концепта.

Когда я начала работать над концептами с учащимися 5 класса, стало понятно, почему этот метод авторы разработали для профильных классов, где уже произошла смена типа мышления с конкретного на образный и абстрактный. Но работа уже была начата, и нужно было искать выход, как адаптировать концептный метод к обучению 5 классников. Поэтому к перечню этапов я добавила ещё два этапа:

7. Работа с ассоциациями по поводу изучаемого понятия

8. Связь с разными видами искусства

Теперь называю получившийся метод концептно – ассоциативным.

На этапе работы с ассоциациями ребята подбирают  синонимы, образы, примеры, связывающие изучаемое понятие с другими, уже известными концептами.

Общеизвестно, что человек лучше запоминает то, что пережил эмоционально, чем то, что он просто выучил. Поэтому в моём алгоритме появился 7 этап.

Дополнить концепт эмоциональными переживаниями мне помогают изобразительное искусство, музыка, фильмы и социальные ролики. Они  через чувственную сферу каждого ученика наполняют концепт эмоциональными переживаниями, важными  для этого ученика. Именно эти переживания останутся с ребёнком на всю жизнь и позволят ему выстроить в своём сознании  систему мыслей, образов,  возможных ассоциативных ходов, связанных с данным понятием.

Например, при формировании концептов «Добро», «Милосердие», «Сострадание» можно использовать следующий видеоролик. (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=G2PKmbyfMbg&index=1&list=PLvZCYQ4x14Oil4aUj31xj0ftTfnOTbwEy )

          В будущем планирую попробовать создание концептов на основе проектной деятельности учащихся: например, «Концепт «доброта» в творчестве Л.Н. Толстого». Думаю, что здесь вполне возможны и групповые, и индивидуальные проекты.

Условия  реализации:

  • интеграция литературы с другими видами искусства на основе художественных концептов;
  • освоение учащимися ценностных и личностных смыслов, заложенных в литературных произведениях;
  • совместная с одноклассниками деятельность по созданию материального продукта – словаря концептов.

Целенаправленное и системное изучение концептов русской культуры  представляется   продуктивным, поскольку способствует формированию этических представлений у школьников, расширению культурного кругозора каждого  ученика, формированию навыков сравнительного анализа и умения выделять  структуру  понятия, развитию логического мышления и  творческих способностей,  активизации мыслительных процессов.

После моего выступления на педагогическом совете в нашем образовательном учреждении в этом учебном году, мои коллеги констатировали, что могут использовать заявленный опыт на уроках обществознания, иностранных языков, музыки и физики.

Например, понятие атомная энергетика в кластере можно раскрывать в двух цветах: белом и чёрном. Видеофрагменты для иллюстрации возможностей атомной энергии можно найти в свободном доступе в интернете. (https://www.youtube.com/watch?v=a-kQW9VZbao; https://vk.com/video47269211_167983517 )

Вряд ли можно найти картины художников, изображающих ядерные взрывы, но недостатка в фотографиях в наше время не существует. Например, фото атомных станций, плавучих нефтяных платформ, позволяющих добывать нефть с огромных глубин, медицинского оборудования, позволяющего бороться с онкологическими заболеваниями. Даже можно найти цитаты или афоризмы, связанные с атомной энергией:

Атом – лишь инструмент в руках человеческих. Он может согреть, опалить и уничтожить – выбирать человеку. (Александр Громенко).

Если вы сможете использовать ядерные открытия в мирных целях, это откроет путь в новый рай. (Альберт Энштейн).

Если у вас хорошо с юмором, то, возможно, вам понравятся следующие высказывания:

Всего лишь одна атомная бомба может испортить вам целый день. (Граффити).

Водородная бомба – это изобретение, позволяющее покончить со всеми изобретениями. (Роберт Орбен).

Прогресс имеет один недостаток – время от времени он взрывается. (Элиас Канетти).

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (8.94 MB)
Автор:
учитель русского языка и литературы, ЛГ МАОУ
Дата публикации: 13.02.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Зайкина Ю. А. Использование концептно - ассоциативного метода обучения на уроках литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/54511-ispolzovanie-kontseptno-assotsiativnogo-metoda-obucheniya-na-urokakh-literatury (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию