статья Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Россия – огромная сверхдержава с неоднозначной историей развития. Современная Россия переживает опасность размывания вековых ценностей, нравственных ориентиров личности, попытки искажения представлений об истории страны, добре, великодушии, справедливости и гражданственности. В этой связи встает вопрос о гражданской идентичности молодого поколения.
Гражданская идентичность – самопонимание, представление человека о самом себе; принадлежность индивида к определенной социальной группе и осознание им этого факта. Формирование гражданской идентичности – это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому, к земле; привитие ребенку чувства гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям труда, защитникам Отечества; развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни, традициям, обычаям.
Основой для формирования гражданской идентичности в начальной школе является внеурочная деятельность. Необходимость формирования гражданской идентичности у младших школьников можно обосновать еще и тем, то младший школьный возраст относится многими психологами к стадии социализации. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для построения воспитательного процесса.
Среди молодежи наблюдается эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуации нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школьников, чем знания по конкретным предметам. Противоречие состоит в отсутствии своевременной работы по формированию гражданской идентичности младшего школьника, способного к созиданию, творчеству, саморазвитию и самосовершенствованию. Основной задачей выступает формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл.
Одна из проблем формирования гражданской идентичности состоит в отсутствии систематической и целенаправленной работы, содержащей как общие, так и специфические методы работы, направленные на развитие познавательной сферы, эмоционально-ценностной системы, желания действовать в данном направлении, что говорит об актуальности проводимого исследования. Таким образом, целью статьи является изучение особенностей формирования основ гражданской идентичности у младших школьников во внеурочной деятельности.
При проведении исследования были использованы такие методы, как психолого-педагогическая диагностика учащихся на предмет осведомленности об основных понятиях гражданственности, анализ педагогического опыта и современных программ внеурочного образования, позволяющий выделить основные подходы к формированию основ гражданской идентичности.
В результате проведенного исследования нами были выделены компоненты, критерии и уровни, позволяющие судить о степени развития основ гражданской идентичности, осуществлено экспериментальное исследование поставленного вопроса.
В статье представлена авторская программа по формированию основ гражданской идентичности, которая может представлять интерес для педагогов общеобразовательных школ и дополнительного образования.
Введение
Обзор литературы
Вопрос о гражданской идентичности понимается в науке сравнительно недавно и связан с ориентацией личности на социальное окружение, что отмечается вработах таких авторов, как С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, В.С. Малахов, Н.Г. Орлова, В.И. Павленко, Т.Г. Стефаненко [2, 4].
В исследованиях Т.В.Водолажской «гражданская идентичность» определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе [3].
Гражданская идентичность у А.М. Кондакова осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл [5].
В исследованиях М.А. Юшина предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [9].
Изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках (С.В. Рыжова) [6, 7].
Определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е.М. Арутюнова) [1].
Выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е.А. Гришина) [4].
Этнолог В. А. Тишков выдвинул и обосновал в своих статьях идею общероссийской гражданской нации, где гражданское самосознание у человека должно быть одно, в то время как этническая самоидентификация может быть различной, в том числе - двойной, тройной или вообще никакой [8].
Методологическая база исследования
2.1. Методы исследования
Для осуществления исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и исторической литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта работы учителей и собственного опыта проведения занятий в системе дополнительного образования в начальной школе, анализ продуктов учебной деятельности, систематизация и обобщение фактов и концепций, моделирование, проектирование, разработка и применение учебно-методических материалов в дополнительном патриотическом образовании, диагностические методики, формирующий эксперимент.
2.2. Экспериментальная база исследования
Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования осуществляются:
– путем ведения опытного преподавания курса творческо-исследовательской деятельности на тему: «Моя малая Родина» для учащихся начальной школы.
2.3. Этапы исследования
Исследование проводится в три этапа.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование
следующих структурных компонентов:
Когнитивный компонент подразумевает наличие знаний о историко-географическом образовании России, социально-политическом устройстве, конституции России, этнической принадлежности, ориентацию в системе моральных норм и ценностей, экологические знания. Методики: Анкета определения гражданской позиции, Тест определения гражданской идентичности.
Эмоционально ценностный компонент раскрывается через такие показатели как чувство патриотизма и гордости за свою страну, положительное принятие своей этнической идентичности, межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству, доброжелательное отношение к окружающим, готовность противостоять насилию, позитивное восприятие мира, уважение семейных ценностей, моральную самооценку. Методики: Анкета определения гражданской позиции, Тест определения гражданской идентичности, методика «Незаконченные предложения».
Деятельностный компонент оценивается по участию в школьном самоуправлении с учетом возрастных категорий детей, выполнению норм и требований школьной жизни, умению разрешать конфликты, вести равноправный диалог, участию в общественной жизни школы. Методики: «Незаконченные предложения», модификация методики Дж. Вини (авт. М. В. Шакурова)
Констатирующий этап. Проведена диагностика, выявлен актуальный уровень развития гражданской идентичности по показателям и критериям. В экспериментальной и контрольной группах наблюдается в большинстве случаев средний уровень развития компонентов, низкий и реже высокий. Эмоционально ценностный компонент составляет наиболее развитый компонент, т.е. дети больше понимают и вникают в суть вопроса через эмоциональное восприятие, чем как и какими способами реализовывать это отношение в жизни. Деятельностный компонент развит слабо. Таким образом, на начало эксперимента 20 % детей имеют низкий уровень развития гражданской идентичности, 60 % средний и 20 % высокий.
Формирующий этап. Выделены формы внеурочной работы: классный час, факультативы, кружки и специфические методы: проектная деятельность по родному краю, ролевые игры – инсценировка истории, подготовка и участие в тематической фотовыставке, трудовая деятельность – волонтерская.
На контрольном этапе эксперимента проведено сравнение результатов. Произошли существенные изменения в экспериментальной группе, а в контрольной остались на прежнем уровне, что говорит об эффективности проведенной программы.
Нет ни одного ребенка с высоким результатом по всем трем компонентам. Есть дети – 5 человек – 20 % с общей суммой соответствующей высокому уровню развития гражданской идентичности, но у них имеются компоненты, развитые не в полной мере. Самый «западающий» - это деятельностный компонент, т.е. осуществление собственных знаний и принципов на практике, в жизни происходит не в полной мере. Рассмотрим результаты по компонентам.
Низкий уровень по когнитивному компоненту выявлен у 8 детей, что составляет 32 %. Данные дети ограничиваются знаниями о названии страны, не определяя ее географических особенностей, символику указывают примерно и в общих чертах, знаю, что есть законы, которые регулируют, но не могут их назвать и соответственно сами их не придерживаются, считают, что в России живут только русские, не проявляют интерес и терпимость к другим народам, затрудняются объяснить, что такое экология и здоровый образ жизни. Опрос данных детей выявил низкую познавательную потребность в гражданской идентичности, отсутствие бесед с родителями. Воспитание и получение информации происходит стихийно и случайно, «за веру» принимается все, что укладывается в мировоззрение и понимание.
Средний уровень выявлен у 14 детей – это 56 %. Данные дети называют страну и ее границы, указывают символику, но не могут объяснить ее назначение, знают свои права и обязанности, но не расшифровывают их, знает о существовании различных народов, называют нормы и ценности, но затрудняются объяснить их, знают, о том, что необходимо заботиться о природе и здоровье.
Высокий уровень встречается у 3 детей – это 12 %. Эти дети знают границы своей страны, географические особенности, основные исторические события, и ориентируются какая есть символика, государственная организация, государственные праздники, основные права и обязанности, традиции, культуру, национальные ценности, о существовании этнических группах и народах России, нормы и ценности, их назначение и объяснение, проявляют заботливое отношение к природе, здоровому образу жизни, соблюдают правила поведения в чрезвычайных ситуациях
Низкий уровень по эмоционально-ценностному компоненту наблюдается у 4 детей – 16%. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не называется и не дифференцируется от других чувств, не принимается и не осознается своя этническая принадлежность, соответственно не признаются и другие народы, отсутствует толерантность и готовность к равноправному сотрудничеству, негативное отношение к окружающим, в некоторых случаях пассивность и нежелание действовать, в других - агрессивность, видение мира узкое, в рамках своего круга общения и интересов, отсутствует уважение семейных ценностей, отрицательная моральная самооценка.
Средний уровень наблюдается у 16 человек, что составляет 64 %. Чувство патриотизма и гордости за свою страну называется ими, но не раскрывается как понятие, присутствует положительное принятие своей этнической идентичности и межэтническая толерантность как смешение представлений о народах, т.е. не различают людей по национальностям и не придают этому значения, готовы к равноправному сотрудничеству или проявляют безразличное отношение, нейтральное отношение к окружающим, пассивность перед насилием или стремление избегать его, восприятие мира ровное, признают наличие семейных ценностей, имеют устойчивую моральную самооценку, не всегда положительную и адекватную заданному вопросу.
Высокий уровень наблюдается у 9 человек – это 36 %. Дети проявляют чувство патриотизма и гордости за свою страну, осознают его, объясняют, имеется положительное принятие своей этнической идентичности, присутствует межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству, доброжелательное отношение к окружающим, готовность противостоять насилию, позитивное восприятие мира, уважение семейных ценностей, моральную самооценку.
Низкий уровень по деятельностному компоненту встречается у 9 детей – 36 %. Дети отказываются от участия в общественной жизни, избегают контактов ил создают конфликтные ситуации, нарушают правила поведения и нормы, не умеют решать споры, замыкаются в себе или сами являются зачинщиками, общественная жизнь не представляет интереса.
Средний уровень наблюдается у 15 человек, что составляет 60 %. Данная категория детей принимает пассивное участие в общественной жизни, присутствует на мероприятиях, соблюдает правила, но не всегда, имеют место быть нарушения, поддается на провокации, пытается решать проблемы, но всегда адекватным путем, участвует в жизни школы, когда того требуют более влиятельные сверстники или взрослые.
Высокий уровень у одного человека – 4 %. Он принимает активное участие в самоуправлении школы, самостоятельно и продуктивно решает проблемы, помогает сверстникам, поддерживает дипломатические отношения с педагогами, соблюдает правила и требует того же от других.
Эмоционально ценностный компонент составляет наиболее развитый компонент, т.е. дети больше понимают и вникают в суть вопроса через эмоциональное восприятие, чем как и какими способами реализовывать это отношение в жизни.
Таким образом, 20 % детей имеют низкий уровень развития гражданской идентичности, 60 % средний и 20 % высокий. Т.е. 20 % детей с высоким уровнем развития гражданской идентичности составляют адекватную и управляемую часть детей, а 80 % детей имеет некоторые проблемы с организацией своих отношений с обществом, самореализацией и саморазвитием.
Внеурочная деятельность включает в себя такие формы, как классный час, факультативы, кружковая работа, которые являются составляющей дополнительного образования, позволяющего формировать культуру гражданственности, организовывать личностный опыт учащихся на основе научных знаний. Подобное воспитание организуется совместно детьми и учителями в создании и функционировании школьных музеев, где приоритетной является нравственно-патриотическая направленность, в походах по местам боевой славы, в мероприятиях по охране окружающей среды, краеведческих экспедициях, экскурсиях.
Внеклассная среда более свободна и разнообразна, чем школьная строгая жизнь. Сознание и поведение детей формируется под действием микросреды, того опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Наравне с позитивным общественным опытом, дети имеют доступ и опыт негативного общения и принятия гражданственности. Поэтому досуг детей должен быть организованным, интересным и привлекательным. Одной из таких форм является факультатив, который дети посещают добровольно.
Особенность факультативов – сочетание лекций с различными видами самостоятельной работы (тема: Моя малая Родина). Это могут быть рефераты, исследования, доклады, дискуссии в группах и т. д. Работа факультативов должна быть связана именно с формированием гражданской идентичности учащихся. Сначала задача педагога привлечь к деятельности, найти соприкосновения с интересами детей: кто-то любит спорт, кто-то интеллектуальные игры, кто-то моду – все это можно найти в истории края, страны. Так от частного приходят к общим ценностям. Итак, факультативы подразумевают научную поисковую активность детей, самостоятельный поиск и обсуждение результатов.
Другой формой работы является кружковая работа (тема: Тайны родного края) связанная с формированием личности школьника. С приобщением его к национальной культуре, с ознакомлением с историей страны, т. е. имеет гражданско-патриотическую направленность. Большое значение имеет деятельность краеведческих кружков. Она пробуждает интерес детей к своей малой Родине, формирует потребность в нравственном совершенствовании и в конечном итоге формирует любовь к Отечеству. Приобщать детей можно через творчество, поделки, знакомство с культурой края, бытом людей.
Еще одна форма работы – классный час («Беседа о Родине»). Это тематический урок, проведение которого может быть в разной форме: круглый стол, диспут, беседа, викторина и т.п. Отличие данной формы работы от предыдущих в том, что не систематическая, но может использоваться как ознакомительная практика.
Могут использовать такие методы организации работы детей: проектная деятельность, ролевые игры, подготовка и участие в праздниках, трудовая деятельность (выполнение поручений). Данные методы оказывают как косвенное так и непосредственное влияние на развитие всех компонентов гражданской идентичности.
Проектная деятельность – самостоятельная работа учащихся, включающая поисковую активность, проявление творческого подхода, изучение материала по теме, представление данного материала в оригинальной форме.
Ролевые игры позволяют проживать историю народа, моделировать. Они широко используются в исторических организациях.
Подготовка и участие в праздниках подразумевает поиск информации, ее организация и создание сценария, костюмов и т.п. тематические праздники, особенно государственные способствуют развитию патриотизма.
Трудовая деятельность (в том числе и выполнение поручений) прививает любовь и уважение к труду.
Средства работы учителя: Байбородова Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие, Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподав, школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы, Ковылева М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию.
Для учащихся: фонд школьной и районной библиотеки по теме родного края.
Тематический план
Тема | Формы работы | Используемые методы | Развиваемые компоненты |
Беседа о Родине | Классный час | Чтение литературы Прослушивание песен Работа по подгруппам Решение ребусов Беседа Обсуждение | Когнитивный Когнитивный Когнитивный Когнитивный Эмоц.-ценностн. Эмоц.-ценностн. |
Тайны родного края | Краеведческий кружок | Чтение литературы Обсуждение результатов Сбор информации о родном крае Создание фотовыставки | Когнитивный Эмоц.-ценностн. Деятельностный Деятельностный Эмоц.-ценностн. |
Моя малая Родина | Факультатив | Проектная деятельность Сбор информации о родном крае Посещение музеев и выставок Представление докладов Инсценировка (ролевая игра) | Когнитивный Деятельностный Деятельностный Когнитивный Эмоц.-ценностн. |
Моя малая Родина | Факультатив | Волонтерская деятельность (трудовая – выполнение общественно полезных поручений) | Деятельностный Эмоц.-ценностн. |
В рамках факультативной работы организована проектная деятельность. Проект творческо-исследовательской деятельности на тему: «Моя малая Родина». Чтобы заострить внимание ребят на достопримечательностях родного города, мы отправились на экскурсию. Ребята были счастливы ходить по своим знакомым улицам, сходили к памятнику, увидели новые дома, которые были построены недавно. Они взглянули на свой город новым взглядом, увидели его красоту в обыденной жизни. Каждый с гордостью показывал «Вот моя улица, на которой я живу».Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тезисы. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Цель проекта:
- формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи:
- дать знания детям о родном городе: истории, достопримечательности;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, школа, пути следования от дома до школы;
- познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом горожан;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
Этапы работы:
1.Вводный классный час «беседа о Родине»
2.Сбор информации о родном крае.
3.Семинар по результатам и находкам.
4.Презентация-инсценировка «Моя малая Родина».
Она позволяет ученикам учиться на собственном опыте. При этом усиливается мотивация, появ-ляется интерес к расширению и углублению знаний, желание реализовать свой творческий потенциал. Важно создать необходимые условия. Здесь нельзя обойтись без поддержки и помощи родительского коллектива. ФГОС второго поколения рассматривает родителей, как участников образовательного процесса, что позволяет семье проявить активную жизненную позицию. Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции. Прибегать к помощи родителей необходимо на этапе обсуждения каждого проекта, чтобы определить возможности участия родителей в индивидуальной работе,организации транспортных услуг, фото и видеосъемки. В работе над каждым проектом надо найти возможность, чтобы задействовать каждого ребенка ( кто-то собирает информацию, делает макеты, составляет кроссворды, а кто-то пишет стихи, оформляет газету и т.д.).
Проект может проходить в разной форме: экскурсии, коллективно-твор-
ческих дел, конференций, презентаций, конкурсов
Участие в проекте – это самостоятельный выбор деятельности, которая
соответствует интересам и способностям ребенка, а также возможность
участия в общем деле («Я могу сделать сам и не только для себя»).
Успешность формирования основ гражданской идентичности зависит от
эффективного многообразия форм его организации.
Заключение
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.
Достижение гражданской идентичности –важная задача развития личности, которую нужно начинать решать на ступени начального образования, используя для этого как возможности учебных предметов, так и специальных программ внеурочной деятельности.
Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - № 1. – С. 26-31.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ухалова Г. Р. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/57976-statya-formirovanie-osnov-grazhdanskoj-identichnosti-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti (дата обращения: 21.11.2024)- Групповые формы работы
- Профориентация как ведущий фактор социальной адаптации ребенка с ОВЗ
- Содержание педагогического контроля на уроках физической культуры
- Использование ИКТ на уроках английского языка
- Проектное обучение в начальной школе
- Наглядные аффинные свойства геометрических фигур
- Формирование читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ с применением технологии критического мышления
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6395 пользователей.
Отзывы