статья Учимся правильно дышать
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями.
Правильное дыхание – это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества по всему организму. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, имунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы проходят быстрее.
Обучить ребенка правильному дыханию могут сами родители после короткой консультации с логопедом. Главное в этой работе – постоянное закрепление полученных навыков.
Но прежде чем приступать к овладению диафрагмальным дыханием, необходимо провести с детьми несколько упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания, длительного выдоха. Эти упражнения будут полезны всем детям.
Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» - сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул – улетела.
Можно подуть на ватку, полоски бумаги.
Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
При выполнении данных упражнений нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.
Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Все это ярко свидетельствует о том, что развитием речевого дыхания необходимо заниматься уже с этого возраста.
Работу над речевым дыханием следует начинать с формирования длительного ротового выдоха, что отрабатывается с помощью различных игрушек: легких вертушек, надувных шариков, всевозможных дудочек, губной гармошки, мыльных пузырей. Можно играть с пушинкой или ваткой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Занимательно для детей и очень полезно упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, перышко, язык высовывается изо рта вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.
К основным видам упражнений для детей раннего возраста по формированию длительного ротового выдоха можно отнести следующие:
«Подуй на одуванчик», «Сдуй бабочку с цветка» или «Сдуй ватку с ладошки», «Раскрути вертушку» и т.д.
Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:
Скажи, как:
Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);
Мышонок смеется – и-и-и-и;
Волк зовет другого волка – у-у-у-у;
Лось трубит в лесу – о-о-о-о;
Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;
Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.
Смеется лиса – хи-хи-хи-хи и т.д.
Речевое дыхание.
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Дыхание в процессе речи (речевое дыхание) в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, предъявляемые к дыхательному акту во время речи (см. табл.)
Физиологическое дыхание | Речевое дыхание |
Фазы: вдох-выдох-пауза | Фазы: вдох-пауза-выдох. |
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. | Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. |
Назначение: осуществление газового обмена. | Назначение: основа голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики. |
Вдох и выдох через нос. | Вдох и выдох через рот. |
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5). | Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фаза, тем длиннее выдох. |
Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая. | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. |
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и т.п.
Физиологическое дыхание таких детей имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхне-реберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать нижнереберный тип дыхания.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются классические упражнения, цель которых – координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, вызывание и закрепление у детей энергетического экономного типа дыхания, который лежит в основе речевого дыхания.
От речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи, поэтому необходимо научиться управлять речевым дыханием.
Сначала упражнения связаны с формированием правильной осанки, т.к. речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечной преграды. Дальше дети учатся регулировать свое дыхание: правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко, естественно. Основа этих упражнений – правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным, прерывистым. К этим упражнениям подключаем голос. Сначала на выдохе произносится один звук (гласный или согласный), дальше – слог, слово, фраза.
Одновременно формируются навыки речевого дыхания и проводится работа над дикцией.
Дыхательная гимнастика.
Педагог – Мы с вами в лесу. Давайте вдохнем осенний воздух. (Дети делают глубокий вдох носом, не поднимая плеч).
Педагог – На улице холодно, надо разжечь костер. Нарубим дров. (упражнение «Дровосек» выполняется 3 – 4 раза).
Развитие дыхания и голоса.
Педагог. В лесу подул ветер. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: ау, ау, ау...
Дыхательно-голосовая игра «Царство ветров»
(на материале гласных звуков)
Цель: Формировать речевой голос (звучность, диапазон).
Описание: Взрослый рассказывает детям, что далеко за морями, за горами живут все ветры (северный – холодный, южный – теплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий).
Взрослый показывает символы звуков – у, и, а, о.
Дети пропевают звуки, разные по высоте, силе, тембру, громкости модуляции.
Звук у – холодный северный ветер. Звук завывающий (низким голосом).
Звук и – южный теплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).
Звук а – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.
Звук о – западный, оттуда, где солнышко ложится спать. Звук затухающий от сильного к слабому (нежно).
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Козарь Е. В. Учимся правильно дышать // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/58207-uchimsya-pravilno-dyshat (дата обращения: 21.11.2024)- Эффективные методы оценивания знаний учащихся
- Личностно-ориентированный подход в работе школьной библиотеки в местах лишения свободы
- Кейс наставника
- Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии
- Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе
- Безопасный интернет
- Состояние туристско-рекреационного комплекса в ХМАО-Югре
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2598 пользователей.
Отзывы