статья Практическая работа на уроках природоведения
Школьники должны знать и понимать, что человек является частью природы, его жизнь зависит от нее. Необходимо охранять природу не только для себя, но и для последующих поколений. Изучение природоведения призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей среде на основе взаимосвязи живой и неживой природы.
Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности, понижается познавательный интерес учащихся младшего возраста. Обучение воспринимается учащимися скучным и совсем не интересным процессом. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остаётся проблема развития интереса к учению.
Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый особенный ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества.
Великими педагогами (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Занков Л.В., Давыдов В.В. и др.) установлено, что для младших школьников характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми и любознательность. Проблема деятельности органически связана с проблемой сознания и личности. Психика формируется и проявляется в деятельности. Этот принцип единства сознания и деятельности, ставший одним из центральных в отечественной психологии, был сформулирован Л.С. Рубинштейном. Очень важно, чтобы учитель смог применить природную потребность ребёнка в обучении. Как заинтересовать ребёнка, удовлетворить его любопытство?
Один из основоположников отечественного естествознания А.Я. Герд писал, что постановка опытов и проведение наблюдений, развивает исследовательские навыки, учит самостоятельно решать учебные и практические задачи. «Если ребёнка научили и приучили наблюдать, то у него не пропадёт интерес к предмету». Для детей с умственной отсталостью, имеющих ограниченные знания об окружающем мире, это имеет очень большое значение. Здесь приобретаются, сохраняются первые знания и впечатления о природе и объектах природы.
Такие простые приёмы наблюдений, как рассмотрение или распознавание формы, цвета, размера или других признаков предмета или объекта даёт возможность уже с первого класса воспринимать изучаемое на уроках природоведения.
Все виды наблюдений тесно связаны с практическими работами и опытами. Это важный шаг для вовлечения учащихся в несложную научно- исследовательскую работу. Перед детьми всегда ставится цель, определяется задача, выдвигается гипотеза, ответ на которые могут дать результаты лабораторных и практических работ.
А.В. Сухомлинский говорил, что чудесный мир природы не должен закрываться дверью школы. Одним из средств сохранения интереса ребёнка к учебному предмету является наблюдение за окружающей действительностью.
Умение открывать и изучать новое самим помогает активизировать деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление.
Применяя на уроках природоведения практические и лабораторные работы, я вижу, как увлекаются дети, насколько лучше они запоминают и усваивают тему. Некоторые методисты считают, что практические и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т.д. Современная методика преподавания природоведения включает в себя три основных метода: словесный, наглядный и практический. Эти методы связаны между собой. Мне бы хотелось остановиться на практическом методе. Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными методами работы. Это наиболее приемлемо для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста, так как именно практический метод включает мыслительную деятельность, зрительную память, тактильные ощущения, активную практику.
Практический метод включает в себя следующие методические приёмы:
наблюдение кратковременное и длительное
проведение опытов
работы с природоведческими приборами
практические работы на объектах живой природы.
Наблюдение – основа для выделения главных признаков сравнения и обобщения, установления причинно - следственных связей. Местом проведения наблюдений могут быть экскурсии. Здесь учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке (сезонные изменения в живой и неживой природе, рост и развитие растений, состояние почвы и водоёмов).
Во время экскурсий учащимся можно дать задания для самостоятельного наблюдения. Наблюдения позволяют расширять знания об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, способствуют развитию речи и мышления.
Наблюдение – метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Это один из наиболее доступных приёмов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, т.к. он самый простой. Детям всегда интересно говорить о том, что им понятно.
На уроках – экскурсиях у учащихся формируется представление о природе, как о едином целом, об отличительных признаках времён года, о цикличности смены сезонов. Наблюдение за красотой природы, делает процесс познания интересным и занимательным. При подготовке учащихся к экскурсии учитель знакомит их задачами и целью экскурсии, ставит задачи, которые нужно решить.
Объектами наблюдений на экскурсии могут быть: погода, перелетные птицы, водоемы местности, насекомые, растения и т.д.
В методике преподавания природоведения большое место занимают экскурсии и практические работы. Эти формы работы вырабатывают у детей определённые практические умения и конкретику теоретических знаний. К.Д. Ушинский писал, что предмет естествознания сильно привлекает ребёнка, вызывает интерес к нему, если будет обеспечено непосредственное общение ученика с природой, а в классе будут проводиться исследования.
Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу — значит творить добро, и заставить его задуматься, что можно сделать, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей и богаче.
Поэтому я не упускаю ни одной возможности на уроках природоведения, прививать детям любовь и бережное отношение к природе. И считаю, что воспитываю человека - гражданина, ведь экологическое образование – элемент общего образования.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Васильева Н. А. Практическая работа на уроках природоведения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/73508-prakticheskaya-rabota-na-urokakh-prirodovedeniya (дата обращения: 23.12.2024)- Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика
- Игры на уроках обучения грамоте
- Технология критического мышления
- Историко-бытовые танцы – пособие для работы музыкальных руководителей
- Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте
- Интегративный подход на уроках музыки
- Как помочь первоклассникам
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3589 пользователей.
Отзывы