статья Система формирования экологического мировоззрения школьников через деятельность ЦЭО «Росток» МАОУ «Кожевниковская СОШ №1». Из опыта работы
Ни для кого не секрет, что сегодня вопросам экологического воспитания уделяется много времени и внимания. Так, например, на последней пресс-конференции Президент РФ В. В. Путин сказал: «Для сбережения здоровья людей усилий только лишь медицины будет недостаточно. На всей территории России мы должны обеспечить высокие стандарты экологического благополучия.
Губернатор одной из самых неблагополучных в экологическом плане Челябинской области Борис Дубровский в рамках заседания Совета РФ сказал: «Экология – это прежде всего знание. И мы считаем, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины. Экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах, начиная с детского сада».
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В главном, пожалуй, образовательном документе – Федеральных образовательных стандартах нового поколения – огромное внимание уделяется экологическому просвещению и воспитанию школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое образование и просвещение – приоритетная задача политики государства.
В 2016 году нашей школе наряду с другими школами Томской области был присвоен статус Центра экологического образования. 1 ноября того же года был организован отряд активистов-волонтеров экологического движения «Росток». И наш центр стал носить также это имя. Кстати, название Центру, эмблему придумали дети в рамках школьного конкурса. Название РОСТОК символично – мы хотим расти, развиваться в гармонии с природой, в здоровой экологической обстановке. Название «Росток» также олицетворяет новую, зарождающуюся жизнь, зеленый цвет росточка повторяет цвет зеленого мира и окружающей среды.
Не сомневаюсь, что в деятельности каждого Центра есть свои «изюминки», эффективные формы и методы работы, приводящие к результату. Особенностью нашей школы является то, что работу Центра осуществляют, в основном, активисты ученического самоуправления – неравнодушные, инициативные ребята, которые с течением времени готовят себе подрастающую смену. Таким образом, преемственные связи у нас развиты на высоком уровне.
На сегодняшний день в состав волонтерского отряда входят 25 школьников с 5 по 11 классы. Именно они, волонтеры экологического отряда, организуют и проводят экологические акции, экологические десанты на реку Обь, составляют расписание по работе на пришкольном участке, в системе ведут экологическую работу с группой дошколят (а это 33 человека), проводят занятия в начальной школе, выходят с игровыми экологическими мероприятиями в основное и старшее звено.
Хочу обратить внимание на один важный момент: у нас в Кожевниковском районе ведется большая экологическая работа, инициатива исходит и от Администрации района, и от Отдела по молодежной политики. На базе КСОШ №2 уже лет 10 существует ЭКОЦЕНТР. Проводятся районные мероприятия, такие как районный экофорум, экослет, районная экологическая конференция и др.
Организуя деятельность нашего Центра, мы не ставили цель – повторить что-то, заимствовать (зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен?), у нашего Центра своя ниша – через систематические образовательные события теоретического и практического характера формировать экологическое мировоззрение ребят не только нашей школы, но и других муниципалитетов. Происходит это и в рамках деятельности ММЦ по работе с одаренными детьми. Например, у нас проходит уже более 5-ти лет научно-практическая конференция «Шаг в будущее», имеющая статус межрегиональной, в ее рамках действует экологическая секция, где ребята не только Томской области, но и других субъектов РФ представляют свои экологические исследования и проекты.
Многие педагоги-психологи утверждают, что обучение сверстников в своей же собственной среде более успешно, чем если бы это шло от учителя. Разумеется, в рамках уроков, внеурочной деятельности, программ дополнительного образования педагоги ведут систематическую, целенаправленную экологическую работу, но многие добрые экологические дела идут от школьников и ими же организуются.
Чем мотивированы дети? В школе существует валюта – рудолы, которые начисляются за активную экологическую работу в личный рейтинг и в рейтинг классов – активистов. В конце учебного года администрация школы поощряет детей и классные коллективы на большом празднике «На школьной улице праздник». Например, по итогам прошедшего учебного года мой класс, 8А, был награжден грамотой и денежной премией как «Самый классный класс», за деятельность в сфере экологии.
Как же осуществляется система формирования экологического мировоззрения в рамках деятельности Центра?
Центр экологического образования… Ключевое слово в этой фразе – образование! Мы считаем, что воспитывать, обучать надо собственным примером. Поэтому девизом ЦЭО во всех экологических начинаниях стал лозунг «Начни с себя!».
Итак, какие мы применяем технологии вовлечения обучающихся в экологическую деятельность? Мы считаем, чтобы реально и грамотно осуществлять насыщенную и разноплановую программу, необходимы определенные экологические знания и навыки современных педагогических технологий. Игровые технологии способствуют формированию учебно-познавательных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций обучающихся.
В нашей школе очень востребованы интерактивные экологические игры: «Экобукваренок» в начальной школе, «Экологический лабиринт» для обучающихся 5 – 7 классов, «ЭКООКО» - для старшеклассников – все они организуются и проводятся ребятами из отряда «Росток».
Кроме того, ребятами из экологического отряда создан электронный банк дидактических игр для группы кратковременного пребывания (предшколы) и обучающихся начальных классов.
В школе огромное внимание уделяется проектной технологии, цель которой – стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, решение этих проблем, умение применять практические знания.
У нас на высоком уровне осуществляется проектно-исследовательская деятельность экологического характера (информационно-просветительские, социальные проекты с экологической составляющей - «Елочка, живи», «Территория почты», «Радуга света», «Зеленый уголок», «Вместе ярче», «Реконструкция теплицы» - являются дипломантами (I, II, III места) на муниципальном и региональном уровнях. Проектно-исследовательская деятельность имеет практико-ориентированный, прикладной характер и способствует формированию у школьников не только экологического сознания, но и активной жизненной позиции.
Дистанционные технологии сегодня приобретают новое звучание и значение. Так, в 2017-2018 году ЦЭО «Росток» впервые организовал заочно-дистанционный конкурс творческих работ на экологическую проблематику «Эко-радуга», статус которого можно считать межрегиональным – в конкурсе приняли участие не только обучающиеся Томской области, но и других субъектов РФ. Количество участников растет год от года: например, в 2017 учебном году было 98 участников, а в прошлом году уже 145.
Используем мы и кейс-технологии, объединяющие одновременно и метод дискуссии, и метод ситуационно-ролевых игр, и метод практического анализа. Традиционными являются дискуссионные экологические площадки по таким темам, как «Свалка по имени Земля», «Планета – наш общий дом», «Разделяй правильно», «Мусору – нет!» и т.д.
. Экологические акции «Чистый берег», «Чистим мир», «Сдай бумагу – сделай благо», чемпионат по спортивному сбору мусора, акция «День посадки леса», «Кормушка для пичужки», «Снеговики против глобального потепления» - все эти и многие другие экологические мероприятия являются традиционными.
Какие существуют нормативно-правовые документы в рамках деятельности отряда?
В школе действует комплексная целевая программа «Эколог и Я», которая разработана на основе Закона «Об образовании РФ», Конституции Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114), Федерального закона об охране окружающей среды (от 2002г.), Федерального закона о животном мире (ст.35), Федерального закона об охране атмосферного воздуха (ст.14.), Федерального закона об экологической экспертизе (ст.6.),Федерального закона об отходах производства и потребления, Федерального закона об ООПТ (ст. 3). Экологический отряд «Росток» был создан в 2016 году, разработано и утверждено Положение об экологическом отряде «Росток», действующее в рамках ЦЭО.
Давними партнерами школы является ОГБУ «Региональный центр развития образования» - Центр «Росток» осуществляет экологическую деятельность, четко следуя техническому заданию. Благодаря инициативе и помощи РЦРО, я как координатор Центра, вместе с Сарычевой М.А., специалистом РЦРО, представляла Томскую область в Совете Федерации РФ на форуме активистов экологического движения из регионов. К слову сказать, опыт Томской области в создании Центров Экологического Образования признан уникальным.
Несколько лет назад школа начала сотрудничать с ООО «Сырьевая альтернатива» (г. Томск): наши партнеры принимают макулатуру, утилизируют ее, сохраняя экологическое благополучие.
В рамках экологического образования и просвещения ЦЭО тесно сотрудничает с Кожевниковским лесничеством. Так, участвуя во Всероссийской акции «День посадки леса» (2017, 2018гг) специалисты лесничества вместе со школьниками и педагогами школы высаживали саженцы кедра. В рамках взаимодействия сотрудники лесничества выходят в школу на классные часы, просветительские беседы, помогают в разработке экологических проектов. В октябре 2018 года приняли участие в региональном проекте «Томск – столица кедра», высаживали саженцы кедра в Кожевниковском районе.
В сентябре 2019 года мы в очередной раз благоустроили пришкольную территорию и высадили более 100 саженцев кедра, предоставленных Кожевниковским лесничеством.
Выстроено сотрудничество с ОГБУ «Облкомприрода»: обучающиеся нашей школы принимают активное участие в таких традиционных мероприятиях и конкурсах, как «Рождественская авоська», «Зеленая планета», «Спортивный чемпионат по сбору мусора». В 2018 – 2019 учебном году ученица 10 класса Агапова Карина стала победительницей областного конкурса «Кедр – символ Сибири».
В рамках сотрудничества с ОГБУ «Облкомприрода» 8 октября 2018 года на базе ЦЭО «Росток» МАОУ «Кожевниковская СОШ №1» прошла стажировочная площадка и семинар для педагогов и школьников Кожевниковского района регионального проекта «Арт-хаос. Мусорный ветер».
Взаимодействуя с областной детско-юношеской библиотекой, ученики нашей школы получили возможность участия в творческих экологических конкурсах и проектах (например, «Цветик-семицветик»).
Активно сотрудничаем мы и с ЦЭО других муниципалитетов, принимая участие в экологических событиях, акциях, конкурсах.
В 2018 г. обучающиеся МАОУ «Кожевниковская СОШ №1», участники экологического движения, Баранецкая Кристина, Янутова Диана и Деева Алена стали лауреатами (дипломы I, II степеней) дистанционного экологического конкурса регионального уровня «Экологический калейдоскоп» РВЦИ МАОУ «СОШ №22» г. Томска.
В рамках сотрудничества с МБОУ «Самусьский лицей имени академика В. В. Пекарского» трижды принимали участие в областном конкурсе экологических публикаций «Экоперо» и становились победителями.
Экологическая деятельность школьников тесно связана с профориентационной работой. В этой связи, выстроено сотрудничество с ООО «Пивоварня Кожевниково», КФХ «Летяжье». В рамках сотрудничества специалисты вышеназванных организаций организуют экскурсии для школьников, полевые практики. В 2018 г. ученики нашей школы стали победителями районной олимпиады по химии на стипендию ООО «Пивоварня Кожевниково».
Считаем эффективными следующие технологии обучения участников экологического движения: исследовательская и проектная деятельность, индивидуальная работа с учащимися – данная работа развивает ключевые компетенции школьников, позволяя им успешно социализироваться в обществе. Педагоги школы используют видеолекции, обучающие видеоролики, методические рекомендации регионального и всероссийского уровней.
Конкурсное и олимпиадное движение, проведение экскурсий (в том числе, виртуальных), квест – игры, участие в традиционных интерактивных выставках, экофорумах и экослетах, которые проводятся на школьном и муниципальном уровнях, предусмотрены ФГОС ОО и направлены на профориентационное самоопределение школьников.
Поскольку мы интегрируем предмет «экология» в образовательный процесс, педагоги школы пользуются многими современными изданиями и методическими материалами, среди которых приоритетное место принадлежит журналу «Экологическое образование и просвещение в Томской области», учебному пособию «Экология Томской области» (авторы В. Б. Купрессова, Н. П. Литковская и др), востребованы также материалы всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование: Проблемы, опыт, перспективы» разных лет (г. Томск), используются интернет – ресурсы.
В программу деятельности школьного экологического отряда входит:
- Организация и проведение традиционных школьных Недель Экологии «ЭКООБЪЕКТИВ» (2 раза в год)
- Организация акций «Сдай бумагу – сделай благо!» (в среднем, 4-5 раз в год), «Кормушка для пичужки», «Снеговики против глобального потепления», «Зеленый кабинет» и др.
- Организация экологических десантов на территории школы, села, реки Обь
- Проведение радиопередач экологической направленности
- Выпуск тематических номеров школьной газеты «На трех этажах» (в сотрудничестве с медиацентром школы)
- Проведение классных часов и просветительских бесед в предшколе и начальной школе
- Организация и проведение конкурсов экологического содержания
- Обязательное участие в районных экологических слетах, форумах, др мероприятиях
- Обязательное участие в межрегиональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (секция «экология») ММЦ «Бизнес-старт» МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»
Сегодня юные экологи предложили новый проект – при помощи новейших цифровых технологий создать виртуальную площадку «Экологическая библиотека», в рамках чего могли бы обмениваться новинками научно-познавательной экологической литературы, а также видеороликами, научно-познавательными фильмами об экологии, которые у нас создают сами ребята. Мы получили статус Центра Медиаобразования, и в рамках его работы осуществляем плодотворную экологическую деятельность.
Мы желаем представителям всех ЦЭО эффективной, результативной работы на нашем важном поприще, мы открыты к сотрудничеству, взаимодействию и партнерству!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пичугина Н. В. Система формирования экологического мировоззрения школьников через деятельность ЦЭО «Росток» МАОУ «Кожевниковская СОШ №1». Из опыта работы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/76132-sistema-formirovaniya-ekologicheskogo-mirovozzreniya-shkolnikov-cherez-deyatelnost-tseo-rostok-maou-kozhevnikovskaya-sosh-1-iz-opyta-raboty (дата обращения: 14.11.2024)- Новые ( нетрадиционные ) формы уроков литературы
- Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей с ОВЗ
- Алгоритм работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 7 по предупреждению неуспеваемости обучающихся
- Ценностные ориентиры школьного образования
- Как повысить мотивацию к учебе
- РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
- Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1940 пользователей.
Отзывы