статья Проблемное обучение в начальной школе
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем чего-то нового.
Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Одной из проблем, волнующих учителей, является вопрос, как развит у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на развитие мотивации конкретного ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастает их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизацию их познавательной деятельности.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытывать свои силы в умении увидеть закономерность.
Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Ребенок должен почувствовать значимость и важность учебного процесса. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость.
Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходимо самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание».
Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам:
- создание проблемной ситуации;
- высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос;
- постановка учебной проблемы;
- выбор способа ее решения;
- решение проблемы;
- проверка правильности решения.
Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет нарушен.
В процессе урока учитель ненавязчиво корректирует деятельность учеников, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
В начальной школе проблемное обучение осуществляет еще и воспитательную функцию. Ведь многие задания ученики выполняют в группе, сообща, а это неизбежно приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном коллективе. При решении проблемных задач младшие школьники учатся принимать решение коллегиально, у них развивается чувство ответственности за принятое решение.
Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. Порой у ребят проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создает проблему. При поиске этой проблемы ученик сталкивается с ее исследованием и обобщением.
Получив задание на уроке, учащиеся продолжают поиск решения задачи дома. На следующем уроке один из них объясняет решение задачи всему классу.
Благодаря такой работе у ученика снимается психологический барьер перед поиском решения задачи. Зная, что задача может быть решена разными способами, он смелее будет браться за ее решение. Постепенно, решая задачу за задачей, он приобретает некоторый опыт, что позволит ему развивать логическое мышление. Подробный разбор способов решения задач является подспорьем для того, чтобы освежить в памяти пройденный материал. Накопившиеся знания не будут лежать мертвым грузом, их постоянно надо использовать. Использование же этих знаний на практике является творческой работой, при которой школьники учатся применять теорию на практике.
Нестандартное мышление ученика проявляется только в ситуации, когда ему дают свободу мыслить, а не загоняют в рамки уже готовых знаний. Такой подход не только позволяет показать себя, но и способствует развитию разносторонней личности. Нужно помнить, что нет такой ситуации, из которой ребенок не найдет выход, вопрос только в том, насколько нестандартным и оригинальным будет выход. Если учитель не боится экспериментировать, он может быть уверен, что его уроки будут не только познавательными, но и популярными.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что знания, умения и навыки не могут быть единственной педагогической целью: школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания.
Проблемное обучение - будущее нашего образования!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Новикова Е. В. Проблемное обучение в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/765-problemnoe-obuchenie-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 21.11.2024)- Ауғанстан - жүректегі жара
- Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком
- СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ
- Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира
- Специальные условия профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Білім беру технологиялары
- Значение двигательной активности для сохранения здоровья человека