Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме

Социализация детей с нарушением речи в условиях

 современного образовательного процесса в детском доме.

Учитель-логопед Бочкарева И.В.

Российская модель современного образования базируется на позициях

 Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития  Российской системы образования.

    В настоящее время контингент воспитывающихся в детском доме  достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особен­но это заметно  у детей младшего школьного возраста.  На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нару­шения речи разной этиологии,  характера и степени выраженности, которые обусловливают ограниче­ния в их социализации.

За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи   отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи-III уровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

        В начале учебного года все воспитанники детского дома проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.

Но решая проблемы нарушения в развитии  устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории   в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутри личностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.

        Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.  У них затруднено взаимо­действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро­вания на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания  благоприятных условий для воспи­тания и обучения данной категории детей.

 В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система  педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речи  в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются   основные логопедические задачи:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей.

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы,  направленные на развитие и совершенствование речевых функ­ций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирова­ние коммуникативных способностей, развитие основных психических про­цессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состо­яний с природными и обществен­ными явлениями, оценка собствен­ных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.

Одним из ведущих направленийв работе учителя - логопеда является просвещение воспитателей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет воспитателям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи детей.

 Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями.  Учителем-логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Учителя используют их на различных этапах  уроков, применяют при организации динамических пауз и физминуток.

Важным направлением в работе является  сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда);

-   активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных воз­можностей детей с нарушением ре­чевого развития во внеурочной деятельности;

- осознание ре­бенком своего социального статуса и освоение основных способов соци­ального взаимодействия.

         Воспитателем группы применяются  методы педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речевого развития, направленные на ак­тивизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личност­ных особенностей, специфика кото­рых негативно отражается на про­цессе адаптации данной категории детей.   

Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности.  Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями   является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые  игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей  в коллективную деятельность.

Воспитатель совместно с учителем- логопедом планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время  подвижных игр на прогулке  воспитатель следит за  тем,  чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время  таким детям предлагаются  индивидуальные карточки по развитию речи  и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. В режиме работы группы дети посещают театральный кружок. Театральные занятия  поддерживают  речевое общение, побуждают внимательно слушать других. Дети с речевыми нарушениями наравне со всеми участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, пишут стихи.

Проводятся внеклассные мероприятия в форме игр-путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых занятий, которые  помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе. На таких мероприятиях, как «Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука» и т. д.

 С воспитанниками детского дома осуществляется проект по иллюстрациям сказок Ю.Васнецова.

Цель данного проекта формирование связной последовательной речи и развитие интереса к книге  с помощью книжной графики Ю. Васнецова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи: - познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова через иллюстрации к русским народным сказкам, к  потешкам, и авторским сказкам.

- закреплять умение пересказывать сказки, совершенствовать интонационную выразительность речи;

- учить внимательно слушать загадки и отгадывать их;

- закреплять представления о книжной графике, о творчестве художника-иллюстратора русских народных сказок Ю. А. Васнецова;

 - развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение;

 - совершенствовать мелкую и общую моторику;

- воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству.

В данном проекте проводится чтение детям русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым, «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси» , «Заинька, выйди в сад», «Скок-поскок»; Знакомство со средствами выразительности рисунка:О том, как Ю. Васнецов животных рисовал; Дидактические игры; лепка: «Красивая лошадка»; рисование: «Заячья  избушка», «Теремок»; инсценировка сказки «Заячьи слёзы», «Теремок».

В завершении проекта провели диагностику, которая показала уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей. Результат детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации – 6, на среднем уровне находятся 3 человека и 1 ребенок имеет низкий уровень. Проанализировав ответы детей можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени поняли содержание иллюстраций, соответственно тексту произведения.

Участвуя в данном проекте дети с речевыми нарушениями становятся  активными участниками. А на подготовительном этапе этих мероприятий им оказывалось логопедическое сопровождение: контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи.

        Практические результаты подобной совместной  работы учителей, логопеда и воспитателей дают положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В нашем детском доме из 26 воспитанников, зачисленных в логопедические группы в 2013-2014 учебном году,  у 70% обучающихся были устранены проблемы устной речи к концу учебного года. Остальные обучающиеся продолжают коррекционные занятия.

В ходе педагогического сопровождения у детей с нарушени­ями речи происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личност­ных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (39.88 kB)
Автор:
Учитель-логопед, ГБУ Бирский детский дом РБ
Дата публикации: 10.11.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Бочкарева И. В. Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/76657-sotsializatsiya-detej-s-narusheniem-rechi-v-usloviyakh-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-detskom-dome (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию