статья Использование технологии индивидуального обучения на уроках русского языка
Использование технологии индивидуального обучения на уроках русского языка
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд:
- обеспечение успешности каждого учащегося в обучении;
- сохранение и укрепление здоровья детей при организации его учебной деятельности;
- обеспечение не механического усвоения суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают обычный стандарт, а есть среди наших учеников и одарённые дети, на качество образования, которых влияют многие факторы. Современный ребёнок попадает под пресс неблагоприятных моментов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях, а общение с родителями заменяет просмотр телепрограмм. Всё быстрее в нашу жизнь входят компьютеры, книги детей интересуют всё меньше. Снижается их познавательная активность.
Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении – это показатели ЗУНов. Но только ли эти параметры определяют качество образования? Самым актуальным является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать меру его здоровья и что любой ученик – индивидуален. Поэтому важно на уроках применять технологию индивидуализированного обучения. Именно она поможет педагогу найти индивидуальный подход к каждому ребенку и увидеть его способности.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Именно поэтому я работаю над проблемой «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка», в основе которой лежит успешность развития личности школьника.
Моя технология строится на принципах коммуникативной направленности, индивидуализации и дифференциации, взаимодействия, сотрудничества и самовыражения. Для себя определила круг задач:
- обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
- научности и новизны;
- практической направленности;
- интегрированных связей уроков и внеклассной работы;
- комфортности в классе, доброжелательности, взаимопомощи.
Одним из путей, ведущих к повышению и развитию интереса к русскому языку, является отбор содержания учебного материала, его преобразование. Хорошо подобранный материал, средства обучения помогают мне решать многие задачи на уроке.
В своей практике на уроках я использую ИКТ. Обучение с использованием компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц в презентации экономит время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Использование электронных тренажёров по русскому языку (кроссвордов, иллюстраций рисунков, тестов, занимательных заданий) воспитывает интерес к урокам. Компьютерные технологии позволяют мне делать уроки более насыщенными, эмоциональными.
На уроке продуктивно сочетаю фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Найдены оптимальные возможности сочетания фронтальной работы с классом и групповых и индивидуальных форм учебных занятий. При этом одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности, индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной так, чтобы каждый был оптимально занят на уроке.
Фронтальная работа с классом (обязательная для всех учеников) сочетается с известным варьированием материала для группы наиболее успевающих, особо интересующихся тем или иным вопросом учащихся, которые более глубоко изучают материал по дополнительным источникам, расширяют знания, а также с индивидуальной работой с отдельными учащимися (для восполнения пробелов или расширения и углубления знаний). Так, некоторые разделы программы группы учащихся изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, ставят различной сложности опыты по одной и той же теме, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения, готовят доклады и рефераты по интересующим их вопросам.
Подобная предельная индивидуализация в условиях обычного школьного обучения возможна, и нужна. Для организации такой деятельности достаточно учесть лишь основные типы мыслительной деятельности школьников.
Именно проектная – исследовательская деятельность в полной мере позволяет выявить и развить в каждом ребёнке свою неповторимую индивидуальность. Поэтому моё педагогическое кредо звучит так: «Найти в ребёнке талант, взрастить его, оберегать и постоянно развивать». Создание проекта, является следствием проведённого исследования. Поэтому роль учителя как можно раньше определить и самое основное не «погасить» стремление детей к самообучению, активно стимулировать исследовательское поведение ребенка, предлагая ему различные исследовательские и проектные задачи. В этом и заключается тьюторская позиция педагога по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта.
Тематика проектно – исследовательских работ моих учащихся разнообразна, поэтому каждый сможет проявить свои индивидуальные творческие способности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Артемьева В. В. Использование технологии индивидуального обучения на уроках русского языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79676-ispolzovanie-tekhnologii-individualnogo-obucheniya-na-urokakh-russkogo-yazyka (дата обращения: 22.12.2024)- Способы и приемы дифференциации
- Особенности организации педагогического процесса в обучении детей с задержкой психического развития.
- Занятия танцами как средство адаптации в социальной среде
- С-Ш дыбыстарын буындарда машықтандыру
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
- Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5587 пользователей.
Отзывы