статья ПУТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ПУТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.
Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, особое внимание уделяется тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.
На конкретном историческом материале показывается, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.
Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о толерантности, сформированных при изучении истории древнего мира. Так, говоря об истоках современной европейской цивилизации, вводится такое важное понятие, как допуск. Не сформировав понимания сущности допуска, невозможно формирование понятия толерантности в целом. Варварское нашествие разрушило Римскую империю. К этому привели объективные причины, сформировавшие у варварских народов острую ненависть к Риму. В тоже время, строительство новой цивилизации было бы невозможным без допуска элементов античности в новый государственный и социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого разрушенного строя смог привести к созданию варварских государств.
Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений».
Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, необходимо подчеркнуть, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.
При изучении темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указывается на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.
Для формирования толерантного можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса.
Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.
Важное значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории, как рассказ о деятельности «нерусских сынов России». Работа в этом направлении начинается с первых уроков изучения отечественной истории. Учитель каждый раз должен акцентировать роль «инородцев и иноземцев», отказавшись от ставшего, увы, привычным поиска «врагов» вне границ отечества и вне пределов русской нации. Учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства (греческие мастера-книжники, западноевропейские врачи и ученые, царевичи, выходцы из Литвы и Польши).
Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.
Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории Первой и Второй мировых войн.
Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности. Часто особо теплое отношение проявлялось к детям, которые практически все были взяты на воспитание в местные семьи.
Материал курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Я вижу задачу преподавателя в том, чтобы показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны.
Изучение проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить учащихся, что достижение долгосрочных политических целей невозможно на пути насилия; они реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и понимание их позиций. Разумеется, толерантного отношения к террору быть не может, однако ответ на такой вызов должен быть не симметричным, но адекватным.
Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в основном, стремятся рассмотреть проявление толерантности в экстремальных условиях.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).
Педагогические технологии по формированию толерантного поведения должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Огаджанян Н. М. ПУТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/89994-statya-put-tolerantnosti-na-urokakh-istorii (дата обращения: 22.12.2024)- Педагогический опыт и духовно-нравственное воспитание
- Эффективные способы формирования естественнонаучной грамотности
- Школа будущего глазами учителя
- Эвристические методы обучения в преподавании философии
- Навыки 21 века на уроках литературы в 12 классе пенитенциарной системы обучения
- РЕАЛИЗАЦИЯ СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- ФИЗИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СТОМАТОЛОГА
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12416 пользователей.
Отзывы