статья МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ
Введение и актуальность исследования
Большие объемы угледобычи, высокая трудоемкость и стоимость транспортирования горной массы на предприятиях с открытым способом добычи полезных ископаемых обуславливают регулярное проведение работ по повышению эффективности эксплуатации карьерных автосамосвалов.
Комплексная количественная оценка уровня качества эксплуатации карьерных автосамосвалов, как горных транспортных машин, в настоящее время не производится, потому что пока отсутствует удобная, общепринятая и достаточно объективная методика такой оценки с учетом условий эксплуатации. Отсутствие единой методики для карьерного технологического автотранспорта ограничивает поиски путей повышения эффективности его использования и приводит к неразберихе и субъективизму в оценках.
В настоящее время все методы оценки качества делятся на следующие группы [1]:
- дифференциальный — метод оценки, основанный на использовании единичных показателей качества;
- комплексный — метод, основанный на использовании комплексных показателей;
- смешанный — метод, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей.
Наибольшее развитие и применение во всех отраслях народного хозяйства получили комплексные методы, основанные на решении многокритериальных задач. В наиболее общем случае метод количественного определения комплексного показателя качества может быть представлен следующим алгоритмом [8]:
- получение единичных значений различных показателей качества в одном масштабе путем приведения их к относительным безразмерным единицам и определение на их основе групповых показателей качества;
- перемножение приведенных значений групповых показателей на соответствующие коэффициенты весомости;
- вычисление значения группового показателя, которое и принимается за комплексный показатель качества.
Разница в подходах к учету отдельных показателей определяет и отличия методов комплексной оценки.
Следует отметить, что все отраслевые методики являются методиками комплексной оценки, большая часть из которых предполагает использование коэффициентов весомости, определенных экспертным методом.
Анализ также показал, что частью из них рекомендуется в качестве базовых машин принимать реально существующие образцы; в другой части методик в качестве базовых приняты фиктивные (условные) эталоны.
Оценки отдельных свойств определяются как некоторая зависимость их от соотношения соответствующих показателей рассматриваемых машин и базового образца:
, (1)
где Рij- показатель рассматриваемой машины;
- показатель базового образца.
Наиболее простой, не требующей большого объема исследовательских работ, является линейная зависимость, то есть:
, (2)
В настоящее время большинство методик используют именно такие линейные зависимости [6]. Однако такие зависимости, как показали исследования ряда ученых, главным образом зарубежных [9, 10, 11], имеют место не всегда. Было доказано [9], что формулы (2) справедливы лишь при отсутствии ограничений в значениях единичных показателей. При наличии ограничений Рпрj оценки показателей рекомендуется определять по формуле:
(3)
Формула (3), хотя внешне и незначительно отличается от формулы (2), но описывает уже нелинейную зависимость.
В ряде методик [10,11] предлагаются еще более ярко выраженные нелинейные зависимости, главным образом экспоненциального типа. Такие зависимости, по мнению авторов, позволяют получить более точные и достоверные оценки, однако требуют гораздо большего объема исследовательских работ по сравнению с линейными и нелинейными типа (2) и (3), и поэтому область их применения ограничена.
Таким образом, анализ показывает, что методика комплексной оценки должна давать возможность часть свойств машины, улучшение которых однозначно вызывает пропорциональное улучшение качества во всем диапазоне изменения их показателей, оценивать по линейной зависимости. Вместе с тем, единичные показатели, имеющие ограничения, должны оцениваться по нелинейной зависимости, определяемой формулой (3).
Комплексный метод характеризует связь между отдельными свойствами рассматриваемых машин и предусматривает возможность объединения оценок отдельных свойств в комплексную оценку. В существующих методиках для сведения единичных оценок показателей воедино используется три основных вида средневзвешенных величин: среднеарифметическая, среднегеометрическая и среднегармоническая.
Большинство отечественных и зарубежных исследователей при разработке методов комплексной оценки качества отдают предпочтение среднеарифметической, благодаря простоте вычисления, а также тому обстоятельству, что ее результат в равной степени зависит от всех усредняемых величин [4].
Другие специалисты считают второе из названных достоинств недостатком. Отмечается [2], что чем больше разброс оценок отдельных свойств, тем менее правомерно применять среднеарифметическую, при пользовании которой это обстоятельство не учитывается. Применение среднеарифметических значений в этом случае повышает результат оценки, искусственно повышая уровень качества машины. При тех разбросах значений параметров, которые существуют у реальных машин, среднеарифметическая величина на 7—18% больше среднегеометрической [5], которая общепринята в технике (средний размер на допуск размера в теории допусков и посадок ISO).
В этой связи предлагается использовать среднегеометрическую, которая учитывает разброс показателей вокруг среднего значения и обращается в ноль, если оценка одного из свойств равна нулю. Однако вместе с тем среднегеометрическая требует большого объема более сложных вычислений. Применение ее является обоснованным в том случае, когда обобщенный показатель качества приближенно является произведением определенных степеней единичных показателей [4]. Такая зависимость имеет место, например, во многих задачах надежности технических устройств.
В последнее время все большее число специалистов проявляют интерес к среднегармонической. Эта функция занимает промежуточное положение между среднеарифметической и среднегеометрической и объединяет в себе достоинства первой и второй и все более широко используется в исследованиях [6, 2, 3].
В [12] предложен графический метод оценки технического уровня (качества) объектов техники. Суть его состоит в следующем.
По различным источникам определяется перечень наиболее близких к оцениваемому объекту отечественных и зарубежных аналогов. Выявляется ограниченное число параметров, наиболее полно характеризующих объект. В технических характеристиках аналогов отмечаются максимальные значения каждого из выбранных параметров. Эти значения принимаются за единицу (за 100%), так как они являются наилучшими из достигнутых в данной области. Из полюса проводят лучи, углы между которыми равны и число которых равно числу выбранных характерных параметров. На этих лучах откладывают одинаковые отрезки, пропорциональные коэффициентам значимости каждого параметра, каждый из которых характеризует наивысшее значение одного из параметров. При этом для параметров, играющих негативную роль, берутся их обратные величины. Полученные на лучах соседние точки соединяют между собой.
Образовавшийся таким образом многоугольник характеризует мировой уровень качества данного вида оборудования, поскольку построен он по наилучшим значениям всех аналогов. Можно сказать, что данный многоугольник характеризует гипотетическое изделие с параметрами, соответствующими наилучшим мировым образцам, созданным к настоящему времени в данной области.
Затем на тех же лучах откладывают значения параметров конкретного объекта, также пропорциональные коэффициентам значимости параметров. Соседние точки соединяют. При этом получаются многоугольники, располагающиеся внутри базового, и характеризующие уровень качества каждого конкретного объекта относительно мирового. Можно утверждать, что площадь каждого этого многоугольника пропорциональна уровню качества изображаемого им объекта.
Однако на практике пользоваться этими площадями неудобно. Поэтому уровень качества предлагается определять как соотношение площадей внутреннего (оцениваемого объекта) и внешнего (базового объекта) многоугольников. Для устранения недостатка, связанного с тем, что площади многоугольников пропорциональны квадрату длин лучей, предлагается извлекать корень квадратный из соотношения площадей многоугольников.
Таким образом, имеем:
, (4)
где Fo - площадь многоугольника на диаграмме сравниваемого объекта;
Fs — площадь многоугольника на диаграмме, объекта, характеризующего
мировой уровень.
Площадь каждого многоугольника можно определить как:
+…++) (5)
, (6)
где — единичные показатели качества.
Таким образом, после подстановки получим:
, (7)
По полученным диаграммам можно легко судить как об уровне качества отдельного параметра, так и объекта в целом. Однако величина показателя у зависит от последовательности расположения единичных радиус-векторов qj на диаграмме. Проведенные расчеты показали [8], что разность между минимальным и максимальным значениями показателя у в зависимости от последовательности расположения единичных показателей на диаграмме может достигать 25 - 30%, что существенно влияет на точность оценки уровня качества. Следовательно, показатель у может быть использован только как вспомогательный.
В 1979 г. одним из ведущих специалистов в области надежности и качества горных машин Солодом Г. И. была предложена методика безэкспертной оценки качества горных машин, основанная на использовании функционального критерия и динамичной модели эталонной (базовой) системы [2, 3].
Функциональный критерий представляет собой единицу измерения, на основании которой можно количественно оценить выполнение машиной своей функции. Автор представляет его в виде:
λ=QW (8)
где Q - производительность горной машины по выполнению своей функции в заданных условиях;
W — удельная энергия процесса выполнения машиной своей функции в этих условиях.
Удельные значения остальных параметров представляют собой отношение конкретного параметра к функциональному критерию. Динамичная модель эталонной системы представляет собой совокупность лучших удельных показателей параметров рассматриваемой совокупности машин. Сравнение показателей качества производится по отношению к эталону. Комплексный показатель качества определяется в виде отношения суммарных значений уровней качества по единичным показателям рассматриваемой машины к аналогичным уровням качества эталонной системы.
Сопоставляя данный функциональный критерий с другими обобщенными параметрами, предложенными, например, в работах [4], можно отметить его универсальность. В той или иной интерпретации его можно применить для оценки качества широкого круга машин.
В качестве основных преимуществ данной методики можно отметить следующие:
- позволяет оценивать функционально-однородные машины разных типоразмеров, типов и конструктивных исполнений;
- имеет прогрессивные динамические базовые показатели;
- исключает субъективность, особенно при комплексной и обобщенной оценках качества;
- допускает оценку качества по различному количеству показателей;
- не ограничивает конструкторов и работников эксплуатационных служб в выборе решений при проектировании и эксплуатации машин.
Кроме того, при анализе этой методики обнаруживается оригинальный вариант безэкспертной оценки весомости отдельных свойств. Одно из основных положений методики заключается в том, что оценка качества производится не по абсолютным значениям единичных показателей, а по удельным, получаемых как частное от деления абсолютных значений на функциональный критерий, отражающий цель оценки качества. А поскольку функциональный критерий зависит от единичных показателей в различной степени (в силу разной их весомости), то эта методика, хотя и в неявном виде, позволяет учесть весомость каждого из единичных показателей в обобщенном уровне качества. Это свойство данной методики впервые было отмечено в [8].
Выводы
В результате анализа выявлено, что отличие используемых в данной методике коэффициентов участия от общепринятых коэффициентов весомости, заключается в следующем. Коэффициенты весомости показывают действительное значение доли единичных показателей в совокупности всех принятых к рассмотрению, а коэффициенты участия каждого показателя устанавливают, какое предпочтение отдается каждому из единичных показателей при сведении их воедино для определения комплексного показателя.
Проведенный анализ показал, что наиболее перспективной, отвечающей принципам квалиметрии и законам системотехники, является методика оценки качества. На ее основе целесообразно разработать методику оценки качества эксплуатации карьерных автосамосвалов.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ниханбай Д. Е. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/99467-metodiki-otsenki-kachestva-ekspluatatsii-karernykh-avtosamosvalov (дата обращения: 21.11.2024)- Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования
- Развитие интеллектуальных способностей и мышления младших школьников в процессе учебной деятельности
- Что такое формирующее оценивание и как научиться его применять на современном уроке
- Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста
- СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ РЕПЕРТУАР В КЛАССЕ ГИТАРЫ
- Применение игрового материала на уроках математики в специальной коррекционной ШКОЛЕ VIII вида
- Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6875 пользователей.
Отзывы