Толстой Лев Николаевич

Страна Россия
Категория Писатели
Цитаты 72

28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя).

Один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. За свои взгляды был отлучен от церкви. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии отказался от дальнейшей номинации.

Заголовок Категория
Сомнения укрепляют веру. Знания. Сомнения. Понимание
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Знание - сила
Лучше знать меньше, чем можно, чем знать больше, чем нужно. Не бойся незнания, бойся лишнего, обременяющего, только для тщеславия приобретённого знания. Знание и познание
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека. Знание и познание
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. Знание и познание
А нето дорого знать, что земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого. Знание и познание
Знание - орудие, а не цель. Знание и познание
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями самой мысли, а не памятью. О просвещении и образовании
Учёный - это тот, кто много знает из книг; образованный тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приёмы; просвещённый - тот, кто понимает смысл своей жизни. О просвещении и образовании
Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как ищет воздуха для дыхания. О просвещении и образовании
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. О научном мировоззрении
Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается. О научном мировоззрении
Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни. О научном мировоззрении
Науки и искусства — это то, что двигает людей вперед и дает им возможность бесконечного развития. О научном мировоззрении
Наука, как это понималось всегда и понимается теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания. О научном мировоззрении
Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее. О научном мировоззрении
Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть. О научном мировоззрении
Деятельность научная и художественная в ее настоящем смысле только тогда плодотворна, когда она не знает прав, а знает одни обязанности. О научном мировоззрении
Дело науки — служить людям. О научном мировоззрении
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. О роли и значении русского языка
Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют неисключительно женское дело и что делать это мужчине – даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит большого ребенка. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы может только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя! О семейном воспитании
Я думаю, что… не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И что воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. О семейном воспитании
Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. О семейном воспитании
Отец и мать, какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или по крайней мере такими, какими бы они желали быть сами. О семейном воспитании
Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семью. О семье и браке
Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Сущность и задачи педагогики
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Педагогическая профессия, ее роль в обществе