Макаренко Антон Семенович

Страна Россия
Категория Педагоги
Цитаты 75

Всемирно известный воспитатель, педагог и писатель.

Согласно позиции ЮНЕСКО А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Заголовок Категория
Я убежден, что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем... В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать... Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Молодежь всегда красива, если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно работает, правильно радуется. Эстетическое воспитание
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры... Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Отец и мать в глазах детей должны иметь право на счастье в первую очередь. Нет никакого смысла ни для матерей, ни для дочерей, ни тем более для государства воспитывать потребителей материнского счастья. Самая ужасная вещь – воспитывать детей на материнском или отцовской счастье. Культура разумного потребления
В нашей стране только тот человек будет полноценным, потребности и желания которого есть потребности и желания коллективиста. Культура разумного потребления
Глубочайший смысл воспитательной работы и в особенности работы семейного коллектива заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей. Культура разумного потребления
Если ребенок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если он не связывает свою семью со всем обществом, если он растет жадным потребителем, – это и есть воспитание индивидуалиста, который потом может принести много вреда и всему обществу и самому себе. Культура разумного потребления
Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность... его убежденность... Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Осознанная дисциплина
Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, – худший вид нравственного воспитания. Осознанная дисциплина
Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса... Осознанная дисциплина
Наша дисциплина – это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания, общего для всех понимания – как надо поступать, с ясной, совершенно точной внешней формой, которая не допускает споров, разногласий, возражений, проволочек, болтовни. Осознанная дисциплина
Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективности. Нравственное и правовое воспитание
Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда... когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложившимся общественным мнением. Нравственное и правовое воспитание
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. Нравственное и правовое воспитание
Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Нравственное и правовое воспитание
Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция... Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал... – это школы, которые накопили традиции. Коллектив, его воспитание
Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше. Коллектив, его воспитание
В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но не имеет и возможности безнаказанно издеваться, куражиться или насильничать над самым слабым членом коллектива. Коллектив, его воспитание
Контроль общественного мнения большого авторитетного и любимого школьного коллектива закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Коллектив, его воспитание
Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. Коллектив, его воспитание
Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив. Коллектив, его воспитание
Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами. Коллектив, его воспитание
Школьный коллектив… прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы. Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. Коллектив, его воспитание
Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости. Коллектив, его воспитание
Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. Коллектив, его воспитание
В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом. Коллектив, его воспитание