Сухомлинский Василий Александрович

Страна Россия
Категория Педагоги
Цитаты 135

Советский педагог-новатор, детский писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Заголовок Категория
Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо. Самовоспитание
Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя. Самовоспитание
Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое. Самовоспитание
Слияние надо и трудно – это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека. Самовоспитание
Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание. Самовоспитание
Физический труд играет столь же важную роль в формировании физического совершенства, как и спорт. Без здоровой усталости человеку не может быть в полной мере доступно наслаждение отдыхом. Физическое воспитание, ЗОЖ
Бурное физическое развитие в подростковом и юношеском возрасте требует от воспитателя большой заботы прежде всего о гармонии физического и умственного труда его питомцев. Физическое воспитание, ЗОЖ
Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и не способных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти вокруг борьбы за мнимую честь школы. Физическое воспитание, ЗОЖ
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод. Физическое воспитание, ЗОЖ
Дети, зачатые в момент опьянения родителей, уже в зародыше несут страшные следы «зеленого змия». В одних случаях эти отклонения, аномалии имеют ярко выраженный характер – ребенок растет умственно отсталым, ему уже в утробе матери было предопределено учиться в специальной школе – для дебилов, имбецилов или идиотов. Физическое воспитание, ЗОЖ
Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. Эстетическое воспитание
Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Эстетическое воспитание
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Эстетическое воспитание
Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Труд – это не только лопата и плуг, но и мысль. Как важно, чтобы питомцы наши постигли на собственном опыте, что мысль – это нелегкий труд, и как раз его сложность, трудность и приносит человеку большую радость. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, чтобы за призывами следовал труд. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Радость труда – это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Успех воздействия родителей на детей определяется не столько их педагогическими знаниями, сколько умением соблюдать самое элементарное и в то же время наиболее важное требование: ребенок должен добиваться результатов собственными усилиями. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Чем больше получает молодое поколение благ, стоимость которых оно не оплачивает своим личным трудом, тем более необходим его безвозмездный труд. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем труде должен стать каждый. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища и богатства культуры не принесут радости. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Основное и решающее заключается в том, чтобы ребенок не только любовался красотой окружающей его жизни, но и в меру своих сил помогал сохранять и умножать эту красоту. Экологическое воспитание
Настоящим патриотом станет тот, для кого в годы детства, отрочества и ранней юности судьба каждого колоска на общественной ниве, каждого деревца в общественном саду, каждой горсти зерна на колхозном току так же дорога, как все глубоко личное, доставляющее радость: игрушка, подаренная матерью или отцом, любимая книжка с картинками, коньки и лыжи... Экологическое воспитание
Заботливое отношение к дереву, уважение труда садоводов, лесоводов воспитываются только тогда, когда человек своими руками вырастил плодовое дерево. Экологическое воспитание
...Природа, среди которой приходится жить и трудиться, мечтать о полете к звездам и добывать хлеб, – это не только источник материальных благ и здоровья, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека. Экологическое воспитание
Природа – это не какое-то символическое богатство. Это прежде всего труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Экологическое воспитание
Умение подчиняться самым гуманным в мире законам – высшее выражение свободы. Осознанная дисциплина
Нравственное воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. Нравственное и правовое воспитание