Сухомлинский Василий Александрович

Страна Россия
Категория Педагоги
Цитаты 135

Советский педагог-новатор, детский писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Заголовок Категория
Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. О семейном воспитании
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. О семейном воспитании
Вы можете утвердить себя в обществе, воспитав хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей. О семейном воспитании
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. О семейном воспитании
Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать». Общие вопросы педагогики
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить неверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души. Общие вопросы педагогики
Слово – не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Общие вопросы педагогики
Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учениками. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться на тон этой струны. Общие вопросы педагогики
Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может жить без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
По самой природе своей педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Коллектив, его воспитание
Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Быть человеком – значит, не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Человек, который встречается с учениками только на уроке... не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Что самое страшное в жизни и больше всего требующее любви, ласки, заботы, внимания, добра – это искалеченное, изуродованное детское сердце. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Одно из самых важных качеств воспитателя – человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Беда многих учителей заключается в том, что они забывают: ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка. Я не верю, что есть неисправимые дети, подростки, юноши, девушки. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Одна из определяющих черт педагогической культуры – это чувство привязанности к детям. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Свободное время учителя – это корень, питающий ветви педагогического творчества. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Главное, что определяет эффективность слова учителя, – его честность. Сущность и задачи педагогики
Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света. Сущность и задачи педагогики
Если подросток не приходит ко мне радостный, возбужденный, окрыленный и не рассказывает о том, как ему удалось заставить себя, как он преодолел не хочется, как почувствовал себя сильным, – если в воспитательной работе этого нет, нет и не может быть никакого воспитания. Самовоспитание
Без стремления к искуплению не может быть и речи о сознательном отношении к собственной вине. Воспитуемым, способным поддаваться воспитательному воздействию, человек становится лишь при условии, что он прошел школу искупления, – в этом по существу заключается самовоспитание. Самовоспитание
Самая большая победа – это победа над самим собой. Самовоспитание
Воспитывая сам себя, не допускай превращения слабостей в зло. Самовоспитание
Только тогда, когда подросток увидел в другом человеке частицу своей духовной красоты, он начинает по-настоящему воспитывать себя. Самовоспитание