статья Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательном учреждении
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательном учреждении.
В.Н.Калина
Аксайский кадетский корпус
Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления. Важной задачей является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа составляют особую группу, нуждающихся в социализации. Это связано со специфическими особенностями данной категории подростков, обусловленными условиями их жизни. Такими особенностями являются неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, низкий уровень социального интеллекта; слабо развитое чувство ответственности за себя и других, потребительская позиция по отношению к другим, обществу, неуверенность в себе, низкая социальная активность, склонность к аддитивному поведению. В обычных условиях, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое.
Несомненно, сама жизнь учит подростка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он сам так или иначе разрешает. Следует иметь в виду: процесс взросления для таких детей означает прежде всего личностное развитие, работу над собой, а не освоение готовых образцов поведения, предлагаемых взрослыми. Многое должно быть ими переосмыслено, проверено на собственном опыте. В процессе социализации очень рано формируется жизненная позиция личности – принципы и обобщенные способы ее поведения, основные черты характера. С такими подростками не следует начинать общение с поучений, назиданий, требований. Необходимо создать атмосферу, благоприятную для общения, показать возможность сотрудничества взрослых и подростков. Для того, чтобы обучающиеся могли лучше проявить себя можно предложить им на выбор некоторые сферы деятельности: участие в акциях; ученическом самоуправлении; конкурсах; коллективном творческом деле; участие в ремонте класса; в оформительской работе; написании статей для стенной газеты; подборе интересной информации, расширяющей эрудицию; благоустройстве территории и др.
Решающее значение имеет организация новых перспективных устремлений. Каждая отдельная перспектива, воплощенная в предстоящем интересном деле, создает приподнятый эмоциональный тонус жизни подростков, мобилизует их силы, становится важным стимулом социализации личности.
Социальная адаптация подростка это процесс его включения в социальные отношения, активного приспособления к правилам и нормам поведения, принятом в учебном заведении, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. Основные проявления социальной адаптации – это взаимодействие подростка с одноклассниками, учителями, воспитателями, окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка.
Социальная адаптация это еще и специально организованный образовательный процесс, способствующий включению подростка в социальные отношения. Таким образом, социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в организованной образовательной деятельности это меры, позволяющие подростку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после снятия опеки, выхода из образовательного учреждения интернатного типа. То есть процесс вручения подростку средств успешной социализации.
Адаптация подростка проходит либо через приспособление его к существующим обстоятельствам путем врастания в коллектив одноклассников или через изменения себя. В этом случае активность подростка направляется на лучшее и приспособление происходит за счет его собственных и личностных ресурсов. Либо за счет самоустранение. В этом случае подросток отходит от коллектива одноклассников, т.к. не может принять ценности одноклассников или изменить их.
Эффективность социальной адаптации подростка во многом зависит от:
- отсутствия у него наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей;
- наличия стремления учиться;
- отсутствия правонарушений;
- отсутствия суицидальных порывов;
- желание (в будущем) образовать семью, иметь детей, взять на себя ответственность за их воспитание и др.
Главное содержание социальной работы составляют вопросы создания достойных условий обучения, проживания в учреждении интернатного типа и дальнейшей жизнедеятельности обучающихся из категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, прежде всего в области материально-бытовой, а также правовой и нравственной. Социальный работник образовательного учреждения обязан:
- обеспечить подростка необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития;
- следить за своевременностью предоставления социальных льгот и компенсаций;
- своевременной постановкой на жилищный учет для обеспечения жильём (дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений);
- медицинское обеспечение (право на обеспечение безопасных для здоровья условий жизнедеятельности, оказание бесплатной медицинской помощи в лечебных учреждениях, льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами);
- обеспечить правовую грамотность, ознакомить обучающихся с правами и основными свободами человека и развивать навыки социальной компетенции и правового поведения;
- создать условия для принятия подростком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей;
- научить правильному отношению к трудностям, неудачам.
Социальный работник координирует деятельность всех других систем и организаций, задействованных в процессе социальной адаптации обучающегося. Он призван сыграть центральную роль в реализации комплексной системы поддержки и сопровождения детей-сирот. Миссия социального педагога - являться полномочным представителем и защитником интересов подростков-выпускников в разнообразных социальных институтах, быть профессионально и личностно обособленным консультантом для ребенка по широкому спектру жизненных и личностных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности детей.
Организация процесса социального воспитания направлена на:
- создание условий для самореализации подростка, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого обучающегося, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей;
- создание воспитывающей среды внутри образовательного учреждения, что предполагает формирование в учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности подростка.
В процессе социализации очень рано формируется жизненная позиция личности – принципы и обобщенные способы ее поведения, основные черты характера.
Литература:
1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология [Текст]: Учебник для вузов.- М.: НОРМА, 2002.- 624 с..- 2. Андреева Г.М. Социальная психология.,- М.: Аспект-пресс,1998
- 3. Федеральный закон от 04.12.2996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособ. – М.: Инфа-М, 2008.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Калина В. Н. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательном учреждении // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/55272-statya (дата обращения: 22.12.2024)- Я - педагог нового формата
- Быт и бытие в произведениях современных писателей
- Почему Николай II согласился на участие Российской империи в Мировой войне
- Развитие внимания у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений
- Проектная деятельность на уроках математики
- Веб-страница учителя начальных классов – как современный источник организации взаимодействия с семьёй
- РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9710 пользователей.
Отзывы