Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Работа над средствами выразительности устной речи в системе коррекционного обучения

В последние десятилетия в нашей стране увеличивается число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Помогать детям освоить школьную программу главная задача учителей коррекционных классов.

       Чтение – сложный психофизиологический  процесс, где участвуют    различные анализаторы:  зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие  механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей  сигнальной системы. (П. Ананьев). 

Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается  со зрительного восприятия, различия  и узнавания  букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком,  и осуществляется  воспроизведением звукопроизношения образа слова  его прочитывания  и вследствие  соотнесения звуковой формы  слова  с его значением  осуществляется  понимание читаемого.

Нарушение чтения, или дислексия ("стойкой, избирательной неспособности овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствия нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения"), началось с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые " не могут овладеть навыком чтения, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие". Поэтому современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающую состояние здоровья детей, их индивидуально - типологические особенности при формировании навыков чтения и устного разговора.

             Дислексия у детей с ЗПР – отмечается недоразвитие мозговых процессов, психический инфантилизм, выраженная неравномерность психического развития, определенной структуры интеллекта, нарушения кратковременной речеслуховой памяти (уч.Ковшиков, Демьянов, Корнев) – отмечают у ЗПР комплекс речевых нарушений, в том числе – нарушение чтения – трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа и синтеза, трудности соотношения звука с буквой, путают сложные                по структуре слоги и слова, сходные по начертанию буквы.

             В  исследованиях советских  дефектологов указывается,  что при ЗПР        имеет место  неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов.    В результате  изучения  психических процессов  и  возможностей  в обучении       детей с ЗПР выявлен  ряд  специфических особенностей  в  их познавательной,  эмоционально- волевой  деятельности,  поведении всей личности

             Выявлены следующие черты:   повышенная  истощаемость  и  в результате  нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью.

Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают            в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.         Наглядный материал дети с ЗПР запоминают лучше, чем словесный.                       

  У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми,           но в отличие от умственно отсталых у них выше  обучаемость, они лучше    используют помощь и способы осуществлять перенос показанного способа,     действия  на  аналогичное задание.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (72.23 kB)
Автор:
учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной
Дата публикации: 01.06.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Просяникова Н. А. Работа над средствами выразительности устной речи в системе коррекционного обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/84697-rabota-nad-sredstvami-vyrazitel-nosti-ustnoj-rechi-v-sisteme-korrektsionnogo-obucheniya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию