Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Методы обучения, формы работы на уроках для достижения лучшего усвоения материала

«Методы обучения, формы работы  

на уроках для достижения лучшего усвоения материала»

 

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя.

Э. Хаббард

Научить учащихся справляться с трудностями и находить правильное решение, вырастить активных граждан, способных найти работу на рынке труда, где требования постоянно меняются это одна из основных задач, поставленных перед педагогами нашей страны. Передо мной, как и перед многими учителями стоит вопрос, как повысить мотивацию учащихся к учебному процессу, как научить добывать самостоятельно знания. Для достижения этой цели я использую активные методы обучения.

«Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет»

Этот метод обеспечивает разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Можно провести его в индивидуальной, парной, коллективной, групповой форме. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, становятся более активными, у них развивается речь, обогащается словарный запас. В учебный процесс вовлекаются даже пассивные учащиеся.

К.Д.Ушинский писал:  «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

Для достижения лучшего усвоения материала использую:

1.Технология развития креативного мышления

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.

Технология критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии «вызова»,  «осмысления», «рефлексии».

Каждый этап включает в себя огромное количество различных приемов, среди которых всегда можно найти свои, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.

Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:

понимать прочитанное и услышанное;

анализировать текст совместно с другими людьми;

писать, чтобы учиться;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;

использовать полученные знания в жизни.

2.Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.

3.Проблемные методы.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

4.Метод проектов

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».

Основные этапы проектной деятельности

Выбор темы проекта.

Работа с разными источниками.

Выбор формы предъявления проекта.

Работа над проектом.

Оформление результатов.

Защита проектов.

5.Игровые технологии

Для развития познавательной деятельности учащихся на уроках применяю игру.

Игра должна служить для повышения мотивации учащихся. Поэтому мотивационный потенциал игры направляется на более эффективное освоение учащимися образовательной программы. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у школьников младшего возраста  в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Возросшие требования к воспитанию и образованию диктуют необходимость активизации учебного процесса.

Игра-приветствие «Мы с тобой друзья»

Я.я – твой лучший друг,

Я.я посмотрю вокруг!

Лучше, лучше нет тебя,

Мы с тобой друзья!

Ты, ты – мой лучший друг,

Ты, ты посмотри вокруг!

Лучше, лучше нет меня,

Мы с тобой друзья!

Игра «Дрозд»

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

Данные игры помогают снять напряжение, скованность, после позитивного настроя учащиеся легко вступают в контакт друг с другом.

6. Подведение итогов.
В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

Выполнил ли я то, что задумал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?

Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

7.Метод дискуссии

Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

8.ИКТ

Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;

активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

9.Метод незаконченного рассказа

Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

10.Методы начала урока

«Улыбнемся друг другу».

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

«Приветствие».

Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

11.Методы подведения итогов

Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.Позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».

Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

12.Методы релаксации

Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса

- позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;

 - способствуют лучшему усвоению знаний;

 - вызывают интерес к познанию;

 - формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (51.00 kB)
Автор:
учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №135 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Дата публикации: 30.10.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ивашиненко Н. А. Методы обучения, формы работы на уроках для достижения лучшего усвоения материала // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/88251-statya-metody-obucheniya-formy-raboty-na-urokakh-dlya-dostizheniya-luchshego-usvoeniya-materiala (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию