статья Технология развития критического мышления на уроках химии
Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,
если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.
В. Г. Белинский
Актуальность использования технологии развития критического мышления в учебном процессе
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления.
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Таким образом, актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в следующем:
- неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях;
- отсутствие мотивации у учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации;
- недостаточно высокий уровень мышления;
- недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией;
- неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;
- неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни
- недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности
Цели и задачи использования образовательной технологии
При внедрении технологии критического мышления мною были поставлены цели:
- формирование критического стиля мышления в процессе обучения химии, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательных технологий
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
- сформировать у учащихся умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;
- формировать критический стиль мышления в процессе обучения химии, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
- формировать умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.
2. Что такое «Критическое мышление»?
2.1.Определение понятия «Критическое мышление»
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось еще в начале двадцатого века - князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание... заставить его критически отнестись к своим мыслям...». Современные исследователи в области методов развития критического мышления под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика
Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения». Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика». Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
· Во-первых – это мышление самостоятельное;
· Во-вторых – это мышление обобщенное;
· В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
· В четвёртых – это мышление аргументированное;
· В пятых – это мышление социальное.
В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
· Формирует собственное мнение;
· Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
· Решает проблемы;
· Аргументировано спорит;
· Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
· Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
2.2.Критическое мышление как образовательная технология
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.
2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
2.3. Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)
2.4.Модель технологии развития критического мышления.
Основу ТРКМ составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
Модель (ТРКМ) технологии развития критического мышления.
Стадия
Задачи
Роль учителя
Деятельность учащихся
Методические приемы
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).
*самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
*самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
*на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?
Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.
На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.
Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
Работа с ключевыми терминами.
Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Тонкие и толстые вопросы могут быть использованы на любой стадии урока
«Тонкие» вопросы: Кто... ? Что... ? Когда... ? Может... ? Будет... ? Мог ли...? Как звали... ? Было ли...? Согласны ли вы... ?Верно... ?
«Толстые» вопросы : Дайте объяснение, почему... ? Почему вы думаете... ? Почему вы считаете... ? В чем разница... ? Предположите, что будет, если... ? Что, если... ?
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
*организация активной работы с информацией;
*самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями
*Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
*Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
*Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
*Осуществляют контакт с новой информацией.
*Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
*Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
* Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
*Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
*Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Маркировочная таблица ( v - я так и думал, + - новая информация, ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
Двойной дневник (страница делится на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
3 этап - "Рефлексия" (размышление).
*Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения
Организует процесс вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены.
*Самостоятельно систематизирует новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы.
* в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки.
Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
Возврат к ключевым словам.
Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
Возврат к кластерам (их заполнение).
Возврат к ЗХУ.
Дополнительные приемы
А) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
Б) Кубик. Грани
Дай описание.
Сравни с чем-нибудь.
Проассоциируй (на что похоже).
Проанализируй (из чего состоит).
Примени это.
Приведи примеры.
В) Синквейн
2.5.Использование технологии на уроках химии
На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем. Например, при изучении валентностей и валентных возможностей атомов я сообщаю, что высшая валентность элемента совпадает с номером группы в периодической системе Д.И.Менделеева. Поэтому можно предположить, что у азота и фосфора высшие валентности равны 5, у кислорода и серы -6,у всех галогенов – 7. Но в то же время для азота, кислорода, фтора это соответствие не характерно. Возникает проблема, которую надо разрешить.
В данном случае 1 стадией критического мышления – вызовом – является проблема несоответствия высшей валентности элемента номеру группы в периодической системе элементов.
На стадии осмысления новой информации класс разделяю на группы и предлагаю учащимся составить графические схемы строения и электронные формулы атомов азота и фосфора, кислорода и серы, фтора и хлора. Учащиеся работают в группах, сравнивают формулы и схемы, обсуждают материал о строении атома в возбужденном и невозбужденном состояниях. При этом для себя отмечают, что они знали и не знали до этого, какие новые знания получили и т.д. 3 стадию – рефлексию – можно организовать в форме презентации результатов труда. Выступающие сопровождают ее формулами и схемами на доске. Выводы организуются в форме рефлексии, например,
1. Я знал, что ...
2. Для меня новым было то, что ...
3. Это противоречит моим представлениям о ... и т.д.
Технология критического мышления приемлема на уроках химии и при выполнении практических работ, связанных с решением экспериментальных задач по определению веществ, где вызовом является задача, осмыслением – изучение физических и химических свойств веществ, составление плана определения веществ и выполнение работы, а рефлексией – составление выводов. Возможности использования технологии критического мышления на наших уроках масштабны и не ограничены приведенными примерами. Польза от нее несомненна, т. к. она направлена на самореализацию и саморазвитие ученика.
Модель (ТРКМ) технологии развития критического мышления на уроках химии.
Стадия
Методический прием
Пример задания
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).
“Покопаемся в памяти”
- Какая тема? (назовите ее);
- Что вы уже знаете об этом?
- Почему вам это нужно знать?
Объявляю тему урока, например: “ Металлы – простые вещества”. Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагаю немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? После того как учащиеся записали все, что знают о металлах, необходимо это обсудить с соседом. После члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, записываю их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.
“Ассоциация”
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые также записываю на доске
“Перепутанные логические цепочки”
Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.
На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно неверно.
“Инструкции”
На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции”. Класс делится на количество частей в тексте. Инструкция для учащихся:
В каждой группе назначается эксперт в своей области:
Эксперт 1 - Скорость химических реакций.
Эксперт 2 - Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Эксперт 3 - Катализаторы.
Эксперт 4 - Обратимые и необратимые реакции.
Правила работы в экспертной группе:
Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.
Ищите эффективные способы преподнесения информации.
Разъясните то, что другим осталось не понятным.
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
“Пометки на полях”
Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:
“Маркировочная таблица”
Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”
После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:
Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.
«Лист решения проблем»
Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
ПРОБЛЕМА
ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ
РЕШЕНИЕ
Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах
“Двухчастный дневник ”
Во время объяснения материала ведутся дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно во время объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Инструкции”
“Таблица аргументов”
Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.
АРГУМЕНТ
Почему “ДА”
Почему “НЕТ”
“Ромашка Блума”
Структура вопросов:
I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)
II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то ...)
III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью ...)
IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)
V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)
3 этап - "Рефлексия" (размышление)
“Кластер”
Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
“Синквэйн”
Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.
Правила написания синквэйна:
В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
“Эссе”
Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:
- Что они узнали по пройденной теме?
- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).
“Самоанализ”
Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл –“знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что учение уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой “знаю”, “не знаю”.
“Шесть шляп критического мышления”
Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
“Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
“Ключевые слова”
На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова
«Взаимообучение”
Легче всего научиться, обучая других.
2.6.Приемы технологии РКМ при решении задач
Под процессом решения задачи понимается процесс, начинающийся с момента получения задачи до момента полного завершения ее решения. Этот процесс состоит не только из изложения уже найденного решения, а из ряда этапов, одним из которых и является изложение решения.
Итак, весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:
1 этап – анализ условия задачи;
2 этап – схематическая запись задач, анализ задачи следует как-то оформить, записать, для этого используются разного рода схематические записи задач;
3 этап – поиск способа решения задачи;
4 этап – осуществление решения задач, когда способ решения задачи найден, его нужно осуществить;
5 этап – проверка решения задачи, после этого как решение осуществлено и изложено (письменно или устно), необходимо убедиться, что это решение правильное, что оно удовлетворяет всем требованиям задачи;
6 этап – исследование задачи, при решении многих задач, кроме проверки, необходимо еще раз произвести исследование задачи, а именно установить, при каких условиях задача имеет решение и притом, сколько различных решений в каждом отдельном случае; при каких условиях задача вообще не имеет решения и т.д.;
7 этап – формирование ответа задачи, убедившись в правильности решения и, если нужно, производя исследование задачи, необходимо четко сформулировать ответ задачи;
8 этап – анализ решения задачи, наконец в учебных и познавательных целях полезно также произвести анализ выполненного решения, в частности установить, нет ли другого, более рационального способа решения, нельзя ли задачу обобщить, какие выводы можно сделать из этого решения и т.д. Все это составляет последний и часто не обязательный, восьмой этап решения. Если же учитель не торопит детей, не пренебрегает этим последним важным этапом, то у детей формируется полезные исследовательские навыки, происходит развитие критического мышления.
Данная схема дает общее представление о процессе решения задач, как о сложном и многоплановом процессе. В некоторых задачах трудно выделить отдельные этапы. Таким образом, структура процесса решения задачи зависит в первую очередь от характера задачи и конечно, от того, какими знаниями и умениями обладает решающий задачу.
Приведенная схема процесса решения задач является лишь примерной. При фактическом решении указанные этапы обычно не отделены друг от друга, а переплетаются между собой. Так, в процессе анализа задачи обычно производится и поиск решения. При этом полный план решения устанавливается не до осуществления решения, а в его процессе. Тогда поиск решения ограничивается лишь нахождением идеи решения. Порядок этапов также иногда может меняться.
2.7. Конструктор урока.
Прием
Стадия
1
2
3
4
5
6
7
8
Начало урока (вызов)
«кластер»
«загадка»
Учебно мозговой штурм
Отсроченная догадка
Фантастическая добавка
Театрализация
Да – нетка
Интеллектуальная разминка (опрос)
Объяснение нового материала
Зигзаг - 2
инсерт
экспертиза
МФО
(метод фокальных объектов)
Дерево предсказаний
Круги по воде
Чтение с остановками
экспертиза
Закрепление
загадка
Учебно – мозговой штурм
Метод контрольных вопросов
экспертиза
МФО
инсерт
Оживи картину
Бином фантазии
Повторение
кластер
загадка
Бином фантазии
Оживи картину
театрализация
Ролевая игра
МФО
Круги по воде
Рефлексия
(конец урока)
кластер
Зигзаг - 2
Интеллектуальная разминка
Синквейн
экспертиза
Ролевой проект
Исследовательский проект
Бином фантазии
Домашнее задание
загадка
кластер
Оживи картину
инсерт
Круги по воде
Бином фантазии
2.8. Критерии эффективности использования ТРКМ
На практике эффективность использования технологии развития критического мышления доказывается следующими показателями:
1. Доля учащихся умеющих конструировать текст и умеющих ставить вопросы к тексту.
2. Качество знаний учащихся по химии.
3. Повышение познавательного интереса к предмету:
- доля учащихся, выбирающих для сдачи ЕНТ в качестве предмета по выбору химию;
- доля поступающих в высшие учебные заведения, на профессии связанные с химией;
- доля учащихся призеров районных, областных, республиканских, дистанционных олимпиад по химии;
- доля учащихся, участников и призеров районного, областного и республиканского конкурсов учебно – исследовательских работ;
- доля учащихся участвующих в выполнении проектов.
2.9. Трудности которые испытывает педагог работая по ТРКМ
1.Реализация полностью урока по данной технологии в рамках классно-урочной системы.
2. Не все дети могут работать с большим объемом информации.
3. Неправильное понимание стратегий и методов.
4. неприятие некоторых приемов детьми.
6. в технологии огромное количество приемов – затруднение в выборе.
7. малая накопляемость в классах.
8. Сложность в подборе материала.
9. Большие моральные, временные и материальные затраты.
10. Затруднения в выставлении оценок при работе в группах.
Критическое мышление – это целая философия поиска здравого смысла, для выдвижения новых возможностей.
Сегодня выпускник 21 века должен:
Быть способным способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
Уметь адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
Уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
Владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
Быть коммуникабельным, гибким, контактным в различных социальных группах и меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелегкая, но выполнимая. И как говорится в известной притче «Все в наших руках...»
Литература.
1. Жалмагамбетова Б.Ч., Н. Ш. Шакурова «Развитие профессионального мастерства учителя: опыт Сингапура» Павлодар, 2013 г.
2. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Программа Обучение здоровью.
Москва, 2005 г.
3. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии
Москва, Народное образование, 1998 г
4. Чернавская А.П. РКМПЧП как педагогическая технология
Н Новгород, 2001 г.
5.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
6.Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
7. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Муханбетжанова Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках химии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/41161-statya-tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-khimii (дата обращения: 23.12.2024)- Способности и задатки
- Последствия мирового финансово-экономического кризиса для экономики РФ
- Ярмарка
- Место самостоятельной работы школьников при обучении истории. Дистанционная форма обучения
- Диагностика первоклассников
- Блог как средство взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников
- Защита леса
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7358 пользователей.
Отзывы