Коменский Ян Амос

Страна Чешская республика
Категория Общественные деятели
Цитаты 49

Чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Заголовок Категория
...Дети тянутся к общению, от колыбели радуясь дружественной близости людей; не надо поэтому терзать их одиночеством, но вместе с тем не надо позволять и общаться без разбора с добрыми и злыми. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Любить детей – дело природы, а скрывать свою любовь – дело благоразумия. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто бы учителя являлись родителями духовного развития учащихся. Сущность и задачи педагогики
Все педагоги должны также прилагать старания к тому, чтобы быть не только руководителями своих питомцев, но также и друзьями их. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом красоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Нельзя доверять дело воспитания ни одному необразованному человеку, а тем более человеку, плохому в нравственном отношении, и уже никоим образом тому, чье благочестие и совесть сомнительны. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Человеческому телу необходимо вообще сильное движение, деятельность и серьезные упражнения. Физическое воспитание, ЗОЖ
Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами, так как таким образом заграждается дорога злейшему искусителю. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Отними образование духа, и ты увидишь, что люди хотя и пасутся и тучнеют чревом, но скуднеют духом; здоровеют телом, но болеют душой; блестят кожей, но грязны совестью. Культура разумного потребления
Но бесконечно более гибельно неразумие того, кто, желая быть человеком, обращает больше внимания на украшения человека, чем на его сущность. Культура разумного потребления
Природа просит только необходимого и довольствуется немногим, так что уподобляется безумцу человек, объятый горячкой приобретения имущества, которое истерзает и утомит его. Культура разумного потребления
Школа без дисциплины есть мельница без воды. Как мельница тотчас останавливается, если отвести от нее воду, так по необходимости все разваливается в школе, если у нее отнять дисциплину. Осознанная дисциплина
Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей. Осознанная дисциплина
И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина. Осознанная дисциплина
Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех и ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости. Осознанная дисциплина
Природа просит только необходимого и довольствуется немногим, так что уподобляется безумцу человек, объятый горячкой приобретения имущества, которое истерзает и утомит его. Нравственное и правовое воспитание
Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой. Нравственное и правовое воспитание
Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни. Нравственное и правовое воспитание
Считай всех товарищей по учению за друзей и братьев. Живи со всеми дружно. Не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязайся прилежанием. Коллектив, его воспитание
И так как в жизни приходится вращаться не только среди вещей, но и среди людей, то и школы, как мастерские добродетелей и человечности, должны сделать своих питомцев способными также и для общения с людьми (во всяком обществе). Коллектив, его воспитание
Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается; если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний. Методы и средства воспитания
За поведение нужно наказывать строже, чем за учение... Удары и побои не имеют никакого значения для возбуждения в умах любви к наукам. Несомненно, они вызывают в душе отвращение к наукам и враждебное отношение к ним. Методы и средства воспитания
Так как часто сами взрослые нарушают правила нравственности, то не удивительно, что и дети также подражают тому, что видят у других. Методы и средства воспитания
Нет ничего труднее, как перевоспитывать человека, плохо воспитанного. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Юношество до такой степени нуждается в хорошем воспитании, что, лишившись его, должно было бы погибнуть. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Всем, рожденным людьми, безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Нет на земле никакого более действенного пути для исправления человеческой испорченности, как правильное воспитание юношества. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы