Ушинский Константин Дмитриевич

Страна Россия
Категория Педагоги
Цитаты 77

Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. 19 февраля (2 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса

Заголовок Категория
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. Знание. Незнание. Неведение
Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - ещё гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний. О просвещении и образовании
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. О роли и значении русского языка
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать пять таких слов с картинками, и он усвоит их налету. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником меду всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей... Он чувствует себя звеном между прошедшим и будущим. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Причины такого нравственного магнетизирования скрываются глубоко в природе человека. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
В организме общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Сущность и задачи педагогики
Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них впервые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на вопрос ясного и категорического ответа. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Главное достоинство... преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом. Но для этого ученики должны быть вполне его воспитанниками, и он должен знать их и должен сам вести их к предположенной цели. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Никакая дидактика и никакой учебник не могут заменить наставника: они только облегчают ему труд. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Главнейшая дорога человеческого воспитания – есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Сущность и задачи педагогики
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Приучить дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать, значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым. Но для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, надобно, чтобы ребенок не только понимал ясно свою неправоту, но чтобы для него было несносно чувствовать себя неправым, то есть необходимо развивать в ребенке способность самооценки и врожденное стремление к истинному, а не кажущемуся только совершенству. Самовоспитание
Душа человека узнает сама себя только в собственной своей деятельности. Самовоспитание
Чем ранее детство, тем более полной свободы движений должно быть предоставлено ребенку. Физическое воспитание, ЗОЖ
Поэзия, музыка, живопись, ваяние могут быть или отдохновением после труда, или должны находиться в живой связи с трудом человека; когда они делаются предметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, но действуют отрицательно на нравственное и умственное совершенство. Эстетическое воспитание
А воля, а простор, природа... а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?.. Эстетическое воспитание
Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник. Эстетическое воспитание
Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… . Воспитание должно раз-вить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Чем бóльшие богатства ожидают человека, тем более он должен приготовиться нравственным и умственным развитием к тому, чтоб выдержать свое богатство. Культура разумного потребления
В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале – на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, классной скуке и лицемерию. Осознанная дисциплина
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности. Нравственное и правовое воспитание
Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу. Нравственное и правовое воспитание
Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния. Нравственное и правовое воспитание