Мишель де Монтень

Страна Франция
Категория Философы
Цитаты 27

Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

«Опыты» отличались подлинно гуманистической моралью, были направлены против суеверий и схоластики, фанатизма и жестокости светских и духовных властей. Сравнивая современную ему цивилизацию с жизнью первобытных народов, он отдаёт явное предпочтение последним. Благоразумие, смешанное со скептицизмом, тонкий французский юмор, искренность и правдивость сделали «Опыты» Монтеня одной из любимейших книг людей на протяжении многих последующих веков.

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно своё дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом - изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой - бороться по возможности против тех и других.

Заголовок Категория
Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моём уединённом существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе всё остальное. Книга и знание
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Знание - сила
Стремление умножить свои познания, тяга к мудрости с самого начала были на пагубу человеческому роду: это и есть путь, который привёл человека к вечному осуждению. Знание - сила
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. Знание - сила
Знания - обоюдоострое оружие, которое обременяет и может ранить хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться. Знание - сила
Если бы нам удалось свести потребности нашей жизни к их естественным и законным границам, мы нашли бы, что большая часть обиходных знаний не нужна в обиходе; и что даже в тех науках, которые так или иначе находят себе применение, все же обнаруживается множество никому не нужных сложностей и подробностей, таких, какие можно было бы отбросить, ограничившись, по совету Сократа, изучением лишь бесспорно полезного. Знание и познание
Очень многих я видел на своём веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. Знание и познание
Ведь дело не в том, чтобы прицепить к душе знания: они должны внедриться в неё; не в том, чтобы слегка помазать её ими: нужно, чтобы они пропитали её насквозь; и если она от этого не изменится и не улучшит своей несовершенной природы, то, безусловно, благоразумнее махнуть на это дело рукой. Знание и познание
Знать назубок ещё не значит знать. Знание и познание
Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука его слаба и плохо умеет им пользоваться. Знание и познание
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Нравственное и правовое воспитание
Книжная ученость — украшение, а не фундамент. О научном мировоззрении
Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову. О научном мировоззрении
Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Жениться, ничем не связывая себя, – предательство. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
Жалок отец, если любовь детей к нему зависит лишь от того, что они нуждаются в его помощи. О семейном воспитании
Недостаточно закалять душу ребенка; столь же необходимо закалять и его мышцы. Физическое воспитание, ЗОЖ
Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно. Нравственное и правовое воспитание
Всякое убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни. Общие вопросы педагогики
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. О просвещении и образовании
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Признаваться в незнании, на мой взгляд, одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума. О просвещении и образовании
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому Теоретические проблемы педагогики
Книжная ученость — украшение, а не фундамент Общие вопросы педагогики