Каптерев Пётр Фёдорович

Страна Россия
Категория Педагоги
Цитаты 25

Российский и советский педагог и психолог.

Является основоположником отечественной педагогической психологии.

Заголовок Категория
У нас всякий учитель титулуется педагогом, но учитель не есть собственно педагог. Чтобы быть хорошим учителем, для этого нужно основательно знать свою науку и иметь некоторое знакомство с преподавательской техникой. Лица, получившие хорошее образование и никогда не изучавшие никакой педагогики, бывают очень часто хорошими школьными учителями, хотя они при том совсем не педагоги и мало знакомы даже с педагогическими вопросами. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Серьезный педагог, желающий честно исполнить свою обязанность по отношению к Родине, не может не идти рука об руку с потребностями времени и народа. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Исполнительность и послушание с педагогической точки зрения, без работы над самоисправлением и самоусовершенствованием, не имеют цены, ибо педагогические цели заключаются в воспитании внутреннего, а не внешнего человека. Самовоспитание
Здоровый организм – благоприятное условие для развития твердого характера, так как он дает во власть больше сил, которые своим обилием могут побуждать и к предприимчивости, и к борьбе, и к настойчивости. Физическое воспитание, ЗОЖ
Дело в том, что как ни глупо хвалить дитя за то, что мать красиво его одела, тем не менее дитя хвалят за это, говорят ему в глаза, как оно в новом платье мило, красиво, как новое платье идет к нему, повертывают дитя в разные стороны, тщательно рассматривают платье, показывают гостям и т.д. Мало-помалу таким путем и вливается в детскую душу яд глупого хвастовства платьем, желания показываться, быть на выставке, и скоро все эти волнения осложняют первоначальное простое удовольствие от нового платья. Эстетическое воспитание
Умственное развитие особенно нужно для усвоения красот природы. Для человека теоретически совсем неразвитого природа бездушна и мертва, она – громадная мастерская для производства разных полезных продуктов, совершенно лишенных эстетического характера. Красоту природы видит ум, а не глаза. Эстетическое воспитание
Дитя не родится с органами внешних чувств, сразу способными к обнаружению свойственной им деятельности; оно, напротив, учится смотреть, слышать, осязать, обонять, вкушать точно так же, как оно учится ходить. Эстетическое воспитание
Человек, бесцеремонно попирающий и уничтожающий растения, суровый и беспощадный к животным, человек, которому ничего не стоит убить живое существо, – такой человек будет жесток и к людям, он будет не в состоянии уважать их личность и права. Экологическое воспитание
Многие дети очень рано приобретают знания относительно платьев, башмаков, вообще костюма и начинают делать расценку людей по костюму. Культура разумного потребления
Задача дисциплины заключается не в развитии исполнительности и послушания, а в развитии способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий. Осознанная дисциплина
Только тогда поступки имеют нравственную и педагогическую ценность, когда они искренне и разумно мотивированы. Нравственное и правовое воспитание
Нравственное чувство есть не что иное, как освещение и регулирование форм общежития и общественности; вне общественности нравственное чувство невозможно. Вся суть нравственного чувства заключается в обязательности некоторых требований по отношению к сообщественникам. Нравственное и правовое воспитание
Прогресс в знаниях и думственном развитии без прогресса в добрых нравах и нравственности есть регресс. Нравственное и правовое воспитание
Для того чтобы учащийся из школы вступал в жизнь с основами положительного мировоззрения, нужна не только связанность курса, но и его идейность, философская постановка. Эта постановка специально касается двух пунктов: получения правильного понятия о явлениях внешней природы и о началах деятельности отдельного человека и человеческих обществ. О научном мировоззрении
Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспитание, чем проще среда, в которой вращаются люди, тем проще воспитание. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
...Образцового урока написать невозможно. Действительно хороший, истинно образцовый урок должен быть задуман и введен применительно к обучаемым детям, к детям данной школы и класса, а не детям вообще; образцовый урок есть результат творчества учителя, его одушевления, энергии, находчивости, а не чужих указаний и разъяснений. Общие вопросы педагогики
Учителям не мешает помнить заповедь: «не сотвори себе кумира...» из методики. Сущность и задачи педагогики
Истинно хороший учитель, виртуоз-учитель – тот, кто сжился с методом, кто владеет им совершенно свободно, так что метод в его руках есть гибкое, послушное орудие, которое может, смотря на обстоятельства, принимать различные формы, видоизменяться. Если этого нет, то методика и метод могут быть превосходны, а учение в школе пойдет плохо. Сущность и задачи педагогики
Учитель должен органически усвоить себе метод, переработать его сообразно со своей личностью; метод и учитель должны слиться; составить одно целое... Как порядочный писатель немыслим без своего собственного, ему только принадлежащего стиля, так порядочный учитель немыслим без своего собственного метода. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Пусть уберегутся методологи от той несчастной мысли, что они подробной разработкой метода, своими мелочными правилами и предписаниями могут заменить живую личность учителя, что пусть только твердо держатся их методы, а затем, каков бы ни был учитель, дело все же пойдет хорошо. Живой личности учителя – его собственной самодеятельности и искусства – ничто заменить не может: без нее метод мертв, без нее настоящего, живого, успешного обучения никогда не будет. Сущность и задачи педагогики
Ученики, равные по успехам и отмечаемые одинаковой отметкой, живут неодинаковой внутренней жизнью: у одних это есть не только жизнь ума, но и разнообразного чувства усилий воли, напряженной энергии; у других это почти исключительно умственная деятельность, и притом довольно поверхностная. Поэтому тройка одного ученика может стоить более пятерки другого. Общие вопросы педагогики
Человек, все быстро схватывающий, не делающий напряжений и усилий для приобретения знаний, отучается от... усиленной работы, и, когда час такой усиленной работы настает, он оказывается к ней уже неспособным. Личность человека
Школа должна развиваться в связи с жизнью, отвечать на ее запросы, помогать обществу достигать улучшения в его складе, жизни и деятельности... Школа рискует превратиться в мертвенное схоластическое учреждение, не прислушиваясь к биению пульса общественной жизни и не удовлетворяя запросам общества, сторонясь от него Афоризмы о школе
Педагогика изучает обширное прошлое. Она изучает и настоящее. Если человека вообще или целый народ изучают другие науки, то на долю педагогики остается честнейшее изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае Сущность и задачи педагогики
Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке Сущность и задачи педагогики