Категории
Всего цитат: 2158
Цитаты
У нас всякий учитель титулуется педагогом, но учитель не есть собственно педагог. Чтобы быть хорошим учителем, для этого нужно основательно знать свою науку и иметь некоторое знакомство с преподавательской техникой. Лица, получившие хорошее образование и никогда не изучавшие никакой педагогики, бывают очень часто хорошими школьными учителями, хотя они при том совсем не педагоги и мало знакомы даже с педагогическими вопросами.
Каптерев Пётр Фёдорович
Дело в том, что как ни глупо хвалить дитя за то, что мать красиво его одела, тем не менее дитя хвалят за это, говорят ему в глаза, как оно в новом платье мило, красиво, как новое платье идет к нему, повертывают дитя в разные стороны, тщательно рассматривают платье, показывают гостям и т.д. Мало-помалу таким путем и вливается в детскую душу яд глупого хвастовства платьем, желания показываться, быть на выставке, и скоро все эти волнения осложняют первоначальное простое удовольствие от нового платья.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Эстетическое воспитание
- 392 просм.
Умственное развитие особенно нужно для усвоения красот природы. Для человека теоретически совсем неразвитого природа бездушна и мертва, она – громадная мастерская для производства разных полезных продуктов, совершенно лишенных эстетического характера. Красоту природы видит ум, а не глаза.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Эстетическое воспитание
- 445 просм.
Человек, бесцеремонно попирающий и уничтожающий растения, суровый и беспощадный к животным, человек, которому ничего не стоит убить живое существо, – такой человек будет жесток и к людям, он будет не в состоянии уважать их личность и права.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Экологическое воспитание
- 456 просм.
Нравственное чувство есть не что иное, как освещение и регулирование форм общежития и общественности; вне общественности нравственное чувство невозможно. Вся суть нравственного чувства заключается в обязательности некоторых требований по отношению к сообщественникам.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Нравственное и правовое воспитание
- 402 просм.
Для того чтобы учащийся из школы вступал в жизнь с основами положительного мировоззрения, нужна не только связанность курса, но и его идейность, философская постановка. Эта постановка специально касается двух пунктов: получения правильного понятия о явлениях внешней природы и о началах деятельности отдельного человека и человеческих обществ.
Каптерев Пётр Фёдорович
- О научном мировоззрении
- 439 просм.
...Образцового урока написать невозможно. Действительно хороший, истинно образцовый урок должен быть задуман и введен применительно к обучаемым детям, к детям данной школы и класса, а не детям вообще; образцовый урок есть результат творчества учителя, его одушевления, энергии, находчивости, а не чужих указаний и разъяснений.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Общие вопросы педагогики
- 455 просм.
Истинно хороший учитель, виртуоз-учитель – тот, кто сжился с методом, кто владеет им совершенно свободно, так что метод в его руках есть гибкое, послушное орудие, которое может, смотря на обстоятельства, принимать различные формы, видоизменяться. Если этого нет, то методика и метод могут быть превосходны, а учение в школе пойдет плохо.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Сущность и задачи педагогики
- 526 просм.
Учитель должен органически усвоить себе метод, переработать его сообразно со своей личностью; метод и учитель должны слиться; составить одно целое... Как порядочный писатель немыслим без своего собственного, ему только принадлежащего стиля, так порядочный учитель немыслим без своего собственного метода.
Каптерев Пётр Фёдорович
Пусть уберегутся методологи от той несчастной мысли, что они подробной разработкой метода, своими мелочными правилами и предписаниями могут заменить живую личность учителя, что пусть только твердо держатся их методы, а затем, каков бы ни был учитель, дело все же пойдет хорошо. Живой личности учителя – его собственной самодеятельности и искусства – ничто заменить не может: без нее метод мертв, без нее настоящего, живого, успешного обучения никогда не будет.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Сущность и задачи педагогики
- 494 просм.
Ученики, равные по успехам и отмечаемые одинаковой отметкой, живут неодинаковой внутренней жизнью: у одних это есть не только жизнь ума, но и разнообразного чувства усилий воли, напряженной энергии; у других это почти исключительно умственная деятельность, и притом довольно поверхностная. Поэтому тройка одного ученика может стоить более пятерки другого.
Каптерев Пётр Фёдорович
- Общие вопросы педагогики
- 458 просм.
Школа должна развиваться в связи с жизнью, отвечать на ее запросы, помогать обществу достигать улучшения в его складе, жизни и деятельности... Школа рискует превратиться в мертвенное схоластическое учреждение, не прислушиваясь к биению пульса общественной жизни и не удовлетворяя запросам общества, сторонясь от него
Каптерев Пётр Фёдорович
- Афоризмы о школе
- 1403 просм.
Педагогика изучает обширное прошлое. Она изучает и настоящее. Если человека вообще или целый народ изучают другие науки, то на долю педагогики остается честнейшее изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае
Каптерев Пётр Фёдорович
- Сущность и задачи педагогики
- 1290 просм.