Песталоцци Иоганн Генрих

Страна Швейцария
Категория Педагоги
Цитаты 31

Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность.

Заголовок Категория
Переходным пунктом между начинающимися самообслуживанием и полной самостоятельностью являются школьное образование, подготовка к мастерству и профессиональное образование. О просвещении и образовании
Идея элементарного образования.... есть не что иное, как идея природосообразного развития и формирования задатков и сил человеческого рода... Совокупность средств искусства воспитания, применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не чёткое знание, то, во всяком случае, живое внутреннее ощущение того пути, по которому идёт наша природа, развивая и формируя наши силы. О просвещении и образовании
Просвещенная и рассудительная мать живет для ребенка, служа его любви, а не его капризам и его по-животному возбуждаемому и поддерживаемому эгоизму. Педагогическая культура родителей
Когда ребенок не знает нежной руки матери и ее улыбчивых глаз, то и в его глазах и на его губах не появляются ни улыбка, ни очарование, которое столь естественны для него, когда он спокоен. О роли матери и материнстве
Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства! О семейном воспитании
Создать повседневный тон, способствующий высказыванию только осмотрительных, продуманных мнений и устранению излишних разговоров, способствующий внимательности, при котором все наши слова всегда сохраняли бы свой вес, – вот первое средство против страсти к пререканиям... Сущность и задачи педагогики
Кто наказывает невинность, тот утрачивает любовь. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Всякое разумное воспитание требует, чтобы глаз матери ежедневно и ежечасно следил бы по лицу ребенка за всяким изменением его душевного состояния. Точно так же существенно необходимо, чтобы отношения воспитателя к детям были чисто родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. Прежде всего воспитатель должен стараться заслужить доверие и расположение детей. Если это достигнуто, все остальное придет само собою. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Если в деревне учитель – человек, преисполненный любви, мудрости, с невинной душой; если он человек, обладающий всем, что требуется для его профессии; если он приобрел доверие юных и старых; если ценит любовь, порядок и умение владеть собой более, чем всякое отличие в собственно знании и учении, и усерднее старается привить их ученикам; если это человек, способный всеобъемлющим взором разглядеть, чем должен стать ребенок в будущем, когда превратится во взрослого; если он способен с помощью школы твердо и любовно повести детей именно к тому, чем они призваны стать, – тогда он своим образом действий становится подлинным отцом деревни. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Человек, желания которого подавляются, может при помощи упражнения научиться преодолевать себя. Личность человека
Нельзя допускать также, чтобы особая искусность в каком-нибудь одном из физических навыков превратилась в такую страсть, которая сделает для него постылыми все его обязанности, всю профессиональную работу. Физическое воспитание, ЗОЖ
Правильное физическое элементарное образование должно подготовить каждого человека к тому, чтобы он не гнушался никакой работой, не страшился никакого напряжения сил, которые в его положении могут наилучшим образом послужить ему к приобретению физической самостоятельности. Физическое воспитание, ЗОЖ
Физическое элементарное образование покоится на искусстве устанавливать гармонию между всеми физическими задатками человека уже в самом начале их развития и доводить их до степени навыков, которые в своем окончательном развитом виде должны сохранять состояние равновесия. Физическое воспитание, ЗОЖ
Следует остерегаться также окоченелости, ослабления всех физических сил в целом в угоду развитию какого-нибудь одного профессионального навыка, принижающего человека до уровня тупого вьючного животного. Физическое воспитание, ЗОЖ
В отношении физического воспитания школа должна обладать психологически обоснованным средством пробуждать и оживлять все физические задатки и силы ребенка. Физическое воспитание, ЗОЖ
Я собственно выходил из желания соединить учение с работой, учебное заведение с ремесленным, и то и другое слить воедино. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
В отношении общетрудовой и профессиональной подготовки школа должна обладать мощным средством развития всех задатков к трудовой деятельности, заложенных в человеческой природе. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых мужчин и женщин; нужно, чтобы они постепенно развивались в мужчин и женщин и чтобы каждый из них в соответствии с тем, какое положение, условия и обстоятельства его ожидают, научился нести бремя жизни легко и радостно... А для этого... человеку нужно бесконечно больше привитых навыков, чем словесных знаний. Нравственное и правовое воспитание
Вся организация повседневного поведения детей рассчитана на то, чтобы заложить, оживить и закрепить в них такое настроение, которое предупреждает проникновение зла в душу ребенка и само возникновение влечения к злу. Нравственное и правовое воспитание
Все элементарное нравственное образование покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится в силу своего происхождения и окружающей его среды. Нравственное и правовое воспитание
Человек во всех случаях силен среди людей, если только он хочет быть сильным. Коллектив, его воспитание
Первоначальное обучение ребенка никогда не бывает делом головы, никогда не бывает делом разума – оно вечно бывает делом чувств, делом сердца... Обучение человека лишь медленно переходит от упражнения чувств к упражнению способности суждения, оно долго остается делом сердца, прежде чем станет делом разума... Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Наиболее существенные части преподаваемого предмета должны быть прочнейшим образом запечатлены в сознании человека; затем постепенно, но с неослабевающей силой к этим существенным частям должны быть добавлены менее существенные таким образом, чтобы все части преподаваемого предмета, даже самые мелкие и удаленные, сохранили между собой живую, но соответствующую своему значению связь. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени. Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является их священной задачей. Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Час рождения ребенка является первым часом его обучения. О просвещении и образовании
Человеческая природа во всех своих проявлениях колеблется между склонностью со всем познакомиться, все знать и склонностью всем наслаждаться, а последняя сдерживает стремление к знанию и познанию О просвещении и образовании
Мне кажется основным правилом воспитания – заставить своих воспитанников глубоко почувствовать, что ты их понимаешь, и тем не дать вкорениться мысли, что, прикинувшись, можно ввести тебя в заблуждение. Общие вопросы педагогики
Необходимо глубоко наблюдать за человеком, если хочешь полностью узнать его. То же самое, несомненно, относится и к ребенку. И, безусловно, достижения науки о человеке полностью зависят от тщательного изучения тех людей, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Личность человека
Человеческой природе присуща глубокая взаимосвязь между всем хорошим в ней. Развитие до совершенства какого-нибудь одного-единственного из зад атков человека способствует развитию всех остальных сил нашей души и во всем облегчает такое развитие Личность человека
Воспитание и только воспитание – цель школы Афоризмы о школе