Цитаты: Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Учитель должен органически усвоить себе метод, переработать его сообразно со своей личностью; метод и учитель должны слиться; составить одно целое... Как порядочный писатель немыслим без своего собственного, ему только принадлежащего стиля, так порядочный учитель немыслим без своего собственного метода.
Каптерев Пётр Фёдорович
Преподавателю предстоит самый занимательный и живой труд всякий раз придумать такое наглядное объяснение, с помощью которого учащиеся могли бы всего скорее усвоить предмет... Вообще мы предполагаем в преподавателе особую страсть чертить, резать, клеить, основанную на постоянном стремлении представить совершенно просто и понятно то, что в науке кажется хитрым и мудреным.
Водовозов Василий Иванович
Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия иполнить свою обязанность.
Ушинский Константин Дмитриевич
Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше; должен знать, что ежели он сам того не сделает, то другой, усвоив себе эту методу, на основании ее пойдет дальше, и что так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны.
Ушинский Константин Дмитриевич
Все, что совершается в видимом мире, совершается не иначе, как в известном месте и в известный период времени. Если ученье не хочет быть сухим, отвлеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы развивать дитя во всей его живой, гармонической природной целости, то не должно никогда терять из вида места и времени. Всякое событие, представленное ученику в известном ему месте и с оттенками, которые придают событию то или другое время года, глубоко и плодотворно укореняется в душе дитяти.
Ушинский Константин Дмитриевич
Первоначальное обучение ребенка никогда не бывает делом головы, никогда не бывает делом разума – оно вечно бывает делом чувств, делом сердца... Обучение человека лишь медленно переходит от упражнения чувств к упражнению способности суждения, оно долго остается делом сердца, прежде чем станет делом разума...
Песталоцци Иоганн Генрих
Наиболее существенные части преподаваемого предмета должны быть прочнейшим образом запечатлены в сознании человека; затем постепенно, но с неослабевающей силой к этим существенным частям должны быть добавлены менее существенные таким образом, чтобы все части преподаваемого предмета, даже самые мелкие и удаленные, сохранили между собой живую, но соответствующую своему значению связь.
Песталоцци Иоганн Генрих
Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени. Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является их священной задачей. Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой.
Песталоцци Иоганн Генрих
Детей нельзя обучать посредством правил, которые всегда ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укореняйте в них это посредством практики всякий раз, как представится случай: и если возможно, сами создавайте случай. Это породит у них привычки, которые, раз установившись, действуют сами собой, легко и естественно, без помощи со стороны памяти.
Локк Джон